2015 год - Год литературы. Поговорим о литературе музыкой романса.
Как часто по радио и
телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной
выразительностью исполнения. Яркая мелодия в них наполнена образным поэтическим
словом Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина…. Слияние этих двух составляющих носит название – романс. Романс… непостижимый, прекрасный и
удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий. Он полон
томной неги и светлой грусти. Именно эта тема была затронута членами клуба любителей книги и библиотеки «Ярославна» 25
февраля в библиотеке МЦБСТ МБУК «ЦБС»
городского округа г. Михайловка. О том что происходило в один из дней зимы и сценарий мероприятия «Вечер русского романса».
В этот день творческие люди говорили об истории
зарождения этого музыкального жанра. Работники библиотеки пронесли присутствующих
по ступеням создания романса. Впервые этот удивительный песенный жанр появился в
Испании в 12-14 веке. Его прародителями считаются странствующие музыканты,
поэты и певцы. Певцы-трубадуры исполняли песни на родном романском языке,
отсюда и название – романс. В Россию же романс добрался спустя несколько
столетий. В 18 веке он стал одной из замечательных страниц отечественного
музыкального искусства. В родословную романса вплелись: красота и распевность
русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина
русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. О романсе можно
говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому что в тишине и
безмолвии постигается его таинственный смысл и сила. Красивые и плавные
мелодии, проникновенные слова романсов трогают душу каждого человека.
Участники
мероприятия с большим вниманием прослушали романсы «Я встретил вас», «Гори, гори моя звезда», «Не жалею, не зову не
плачу», «Я помню чудное мгновенье», «Над окошком месяц», «Белой акации гроздья
душистые», «Не отрекаются любя» и др.
Бородин С.И.
|
Среди членов клуба «Ярославна» есть и те, кто сам поет и сочиняет романсы.
Сергей Исаевич
Бородин поэт, исполнитель и музыкант. В
этот поистине музыкальный вечер он блистал своим творчеством. Многие песни были
написаны самим автором. Некоторые созданы в дуэте с другими поэтами на его
музыку.
Фарятьев П.В. |
Петр Васильевич Фарятьев
исполнил серьезный военный романс-песню «Дорога, вьется длинная».
Леонов Н.Ф.
|
Поразила чистотой голоса известная нашему городу и
далеко за его пределами, руководитель и солистка народно-самодеятельного
фольклорного казачьего ансамбля «Вольница» Оксана Попова. Слушая современный
русский романс в ее исполнении, публика даже всплакнула, насколько растрогал завораживающий
тембр Оксаны.
Попова О.В. |
Современный романс на слова известного и популярного
автора, певца, музыканта и исполнителя
Игоря Николаева «Там нет меня…» http://www.gl5.ru/nikolaev-igor-romans-tam-net-menya.html
Ольга Ивановна Ромашкина, сама песни не исполняет, зато
какие замечательные у нее стихотворения! Ее произведения пришлись по нраву
всем! В литературной гостиной читального зала библиотеки прозвучало её новое
стихотворение навеянное русским
романсом «Отцвели уж давно хризантемы в
саду».
Завершилось мероприятие
традиционным чаепитием, в ходе которого прозвучал еще ни один романс в
исполнении творческих личностей нашей родной Михайловской земли, активных
членов клуба любителей книги и библиотеки «Ярославна».
Своими впечатлениями с вами поделилась Надежда Кузнецова.
Современный романс
в исполнении Оксаны Поповой
Сценарий
мероприятия «Вечер русского романса»
Как часто в концертах, по радио,
телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной
выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием
идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос
их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а к каждому сидящему
в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось
бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения
называются романсами.
Родиной романса является Испания. Там в
12-14 веках и зародился новый песенный жар в творчестве странствующих
музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических
напевов и мимического танца. Певцы - трубадуры исполняли песни на родном
романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не
только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и
характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении
музыкального инструмента.
В 18 веке жанр романса появился и в
русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального
искусства. В родословной русского романса сплелись многие корни: красота и
распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских
кантов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От
испанского происхождения в русском романсе остались название да образы и ритмы
Испании в некоторых авторских произведениях. Вместе с развитием русской поэзии
и русской музыки совершенствовался и русский романс, достигший высот в
творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки.
/Звучит романс: «Я помню чудное мгновенье»/
Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой
знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн
- Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил своё стихотворение матери, то Глинка в
музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот
один романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу
биографий двух великих людей – поэта и композитора. А сколько прекрасных
мгновений запечатлели романсы прошлого и сегодняшнего времени, навеянные
импульсом, взрывом чувств, порывом вдохновения! И совсем неважно, сколько с тех
пор прошло лет!
Например, композитор А.С.Даргомыжский
написал на стихи А.С.Пушкина один из лучших своих романсов « Я Вас любил», а
было это почти 150 лет назад. Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя
совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего
времени.
/ звучит романс «Я вас любил»/
В 19 веке широкое распространение
получил бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные
таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом
и сегодня.
Отчего, скажи, мой
любимый серп,
Почернел ты весь –
Что коса моя?
Иль обрызган ты
В скуке горести
По милом дружке
Слезой девичьей?
Этот один из известнейших бытовых романсов 19 века принадлежит
композитору А. Л. Гурилеву(1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он
лишь в 28 лет получил «вольную». Многие произведения Гурилева написаны на стихи А. В. Кольцова. « На заре
туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая», « Не шуми ты, рожь» и др.
Яркий
след в русском романсе оставило самобытное творчество А. В. Кольцова. Многие
композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам
народного поэта. А сего было создано свыше 700 произведений на его стихи. Такое
его стихотворение как «Соловей» было положено на стихи 10 раз. Можно вспомнить
и романс М. А. Балакирева « Обойми,
поцелуй», так же написанный на стихи Кольцова.
Обойми, поцелуй.
Приголубь, приласкай.
Ещё раз, поскорей,
поцелуй горячей.
О романсах П.И. Чайковского академик
Асафьев говорил: « В чудовищных условиях российской действительности, в
особенности провинциальной…среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни, нужна
была музыка, непосредственного и искреннего чувства, которая давала бы
возможность «отвести душу». Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную
возможность такого рода интенсивного эмоционального общения». Романсы
Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным
вдохновением, страстным чувством.
Забыть так скоро,
боже мой,
Всё счастье жизни
прожитой!
Все наши встречи,
разговоры,
Забыть так скоро,
Забыть так скоро!
Музыка романса написана на стихи Алексея
Апухтина в 1870 году после перенесённой П.И.Чайковским личной драмы – крушение
сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто.
Бытовой
русский романс внёс свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних
чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасен романс
Александра Егоровича Варламова «Красный сарафан», созданный в 1800-х годах на
слова Н.Цыганова:
Не шей ты мне,
матушка, красный сарафан.
Не входи, родимая,
попусту в изъян…
Бытовой романс – это и документальная
повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаём о жизни, интересах, мыслях и
надеждах людей того поколения. Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр
Петрович Булахов(1822-1885). Многим из вас, да, наверное, всем знаком романс
«Гори, гори, моя звезда»
/звучит романс: «Гори, гори, моя звезда»/
Всю жизнь этот талантливый композитор,
отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства.
Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе
«Кусково», где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова,
его замечательные романсы живут до сих пор.
Предлагаем вам
продолжить название романса…
Я…. (вас любил)
Новый прилив творческого интереса к
жанру романса был вызван душевным откликом на безвременную кончину одного из
лирических поэтов России – Сергея Есенина(1895-1925). Известие потрясло многих.
Оказалось, что Есенин – любимый народный поэт и, эта его преждевременная
кончина в 30 лет пробудила волну небывалого интереса к его жизни и творчеству.
Особенно активно обратились к стихам
поэта композиторы, создав за короткий срок много интересных сочинений, в т.ч. и
романсов. Вот один из романсов Александрова на стихи Сергея Есенина.
/звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»/
Композитор
Евгений Попов в своей мягкой неторопливой мелодии раскрыл истинную красоту
поэзии Есенина, воспевающую Россию.
/звучит романс «Над окошком месяц»/
Это
новый музыкальный жанр – песня-романс, близко стоящий и к песне по чередованию
куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утончённой трактовке
поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке,
по обязательности музыкального сопровождения. Песней-романсом можно назвать и
монолог героя фильма «Весёлые ребята» Кости Потехина (в исполнении Леонида
Утёсова), созданный Дунаевским в танцевальных ритмах 30-х годов.
/звучит песня-романс «Как много девушек хороших»/
В 30-х годах композитором Мясковским
было написано 12 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова. Среди них наибольшую
известность получили: «Казачья колыбельная»(Спи младенец, мой прекрасный,
баюшки-баю»), «Выхожу один я на дорогу».
В годы великой Отечественной войны
многие музыканты, оставив мирные
занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках, а многие взялись за своё
творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной
борьбе. Так появились романсы-баллады, сурового призывного звучания. В такой
манере написана и «Священная война» композитором А.В.Александровым на слова Лебедева-Кумача.
В годы войны появились также такие песни-романсы, как «Тёмная ночь», «Жди меня», «Соловьи».
Потребность в душевной музыке всегда
была присуща русскому народу. В 1950-1960-х годах появились произведения Г.В.
Свиридова на стихи Есенина, Блока, Маяковского. Первой исполнительницей многих
новых сочинений композитора стала Елена Васильевна Образцова. Героями многих
романсов Свиридова явились разные персонажи: это и деревенский парень, и поэт,
и герой есенинских песен и романсов, олицетворяющий собой образ поэта и отчасти
самого композитора, с его думами о России.
Песни-романсы есть и в творчестве
А.Пахмутовой : «Нежность», «Мелодия». Есть немало произведений романсного
характера и в творчестве Э.С.Колмановского. Известен всем «Вальс о вальсе» на
стихи Е.Евтушенко (Вальс устарел, - говорит кое-кто смеясь). Большой нежностью
отмечен романс «Женщине, которую люблю», созданный на слова Кайсына Кулиева.
Многие молодые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег
Иванов и др. продолжили развитие романсовой интонации в своих произведениях.
Например, романс А.Рыбникова из музыки к спектаклю «Юнона и Авось»: «Я тебя
никогда не забуду» или «Не отрекаются,
любя» композитора М.Минкова на слова Вероники Тушновой.
/звучит романс «Не
отрекаются, любя»
Нельзя не отметить, что у некоторых
советских песен есть большое родство с романсом, например у песни «Ольховая
серёжка» , написанной композитором Евгением Крылатовым на стихи Е. Евтушенко.
Уронит ли ветер в
ладони серёжку ольховую,
Начнёт ли кукушка
сквозь крик поездов куковать…
И
в заключение хотелось бы сказать об
исполнителях романсов. Вот мастера старших поколений: А.В.Нежданова,
Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.П.Максакова, Е.К. Катульская,
И.С.Козловский, М.Д, Михайлов, С.Я.Лемешев. Позже появились новые имена: И. Архипова,
Е. Образцова, Ведерников, Нестеренко, Борис Штоколов, Богачёва, Лисовский,
Синявская, Милашкина, Атлантов, Калинина, Сафиулин и мн.др.
С жизнью исполнителей русского романса,
их творчеством, вы можете познакомиться на нашей книжной выставке«Романс звучит – светлей дорога, и кои веки не до сна»,
А теперь прозвучит современный русский
романс в исполнении Оксаны Поповой,
методиста МЦК этнографического центра «Вольница».
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий