Нет
ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит
солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Что
может быть страшнее смерти ребенка? Смерти
бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой
природой защищать и растить дитя.
Эти строки взяты из материала журнала ПедСовет и могут стать готовым сценарием уроков мира 3 сентября в День солидарности в борьбе с терроризмом.
Насипова
А.А. Нам этого забыть нельзя:Материалы к уроку в память трагедии в Беслане/А.А.
Насипова//ПедСовет.-2010.-№7.- С. 24-26.
В России ежегодно 3
сентября отмечается особая дата - День солидарности в борьбе с
терроризмом. Это не просто очередной профессиональный праздник, да, и
праздником этот день никак не назовешь. Ведь в нашей стране трагическая дата 3
сентября теперь неразрывно связана с ужасающими событиями, произошедшими в
Беслане совсем недавно – с 1 по 3 сентября 2004 года.
Наверное, не все знают,
но мировой терроризм имеет уже достаточно длительную историю. Он впервые
появился не в наше время, а еще во времена Великой французской революции. Что
касается России, то у нас первые террористические группы возникли еще до революции.
Террористы своими действиями, прежде всего, стараются оказать психологическое
воздействие на общество. Они пытаются любыми способами запугать людей. Ведь и
само слово "террор" в переводе с латыни означает "ужас". К
теракту просто невозможно подготовиться заранее, по этой причине всегда следует
быть настороже. Источник
Нужно отметить, что
день 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России.
Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы
(победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. С тех пор, в
этот день россияне с горечью вспоминают людей, погибших от рук террористов, а
так же тех сотрудников правоохранительных органов, которые погибли во время
выполнения служебного долга.
(При проведении урока или другого мероприятия можно подготовить презентацию или сделать небольшой видеоальбом с фотографиями детей, участников тех страшных событий)
Дети,
фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки
были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их
родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в
полной мере счастливы.
Светлой
памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем свой урок.
Сегодня
мы перелистаем скорбную книгу памяти детских страданий, книгу, которую мы с
вами сделали в процессе подготовки к уроку. Наша страна мирно живёт более 60
лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война. Но 21 век принес Земле
новые беды, символом которых стало слово «терроризм».
1
сентября 2004 года линейка в школе № 1 в городе Беслан началась на час раньше
положенного: всех учеников предварительно обзванивали классные руководители с
просьбой прийти на линейку к 9 часам утра.
Многие
школьники пришли с родителями, младшими братьями и сестрами: по странному
стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли Бес-
лана
оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять малышей с собой в школу. Как
отмечают очевидцы, праздничная линейка в том году была самой многолюдной за всю
историю города.
Примерно
в 9 часов 20 минут утра в школьном дворе появились люди в масках, стреляющие в
воздух из автоматов. они объявили о захвате школы и стали сгонять заложников в
спортзал. Как отмечают заложники, напавших боевиков было очень много, примерно
несколько десятков человек, и часть из них уже ожидала детей внутри школы.
В
ходе предварительного подсчета выяснилось, что в школе находится около
1300-1500 человек, большинство из которых - дети.
Около
полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы в
нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на второй день - еще и воды.
Люди сидели на корточках в душном помещении, температура за окном - около 30
градусов жары.
Высказывания бывших заложников:
«Больше
всего мне запомнился звук выстрела автомата... Я люблю играть в компьютерные
игры - «стрелялки». Ну, то есть, хорошо знал звук выстрела. Но в школе я был просто
поражен. Это совсем другой звук! В компьютерной
игре
он глухой, раскатистый... какой-то даже приятный для уха... А настоящий звучит
- воспринимаешь совсем по- другому. Так громко! Так резко! Перепонки лопаются!
Это самый ужасный звук, который я слышал в своей жизни…» Вова, заложник, 9 лет.
«На
второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по
классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза
немного горчит, но вообще-то очень сладкая...››
«Учительница
давала нам листья каланхоэ. Они такие толстые, хрустящие! Когда зубами
прижимаешь листочек, он словно лопается, и соком брызгает. Это самый вкусный цветок,
потому что в нем много воды».
Анжела, заложница
«Хризантемы
есть нельзя, они очень горькие. Ими даже отравиться можно! Жалко, что в школу
идут в сентябре: осенью как раз цветут хризантемы, и поэтому многие пришли на
линейку с ними. Лучше бы было больше роз и алоэ, они самые вкусные». Руслан, 10 лет,
заложник
«...чувствую
- что-то у меня во рту. Достаю, - а это лепестки цветов! Ну и ну, думаю, это ж
надо, до чего я дошла: сама цветы ем. Дети вокруг увидели, что я жую лепестки,
и стали тогда все букеты обдирать как липку. Второго сентября цветов в школе
уже не осталось». Бэлла,
заложница
«Больше
всего в спортзале я думала о воде. Раньше я никогда не думала, что вода - самое
ценное для человека. Без воды мы
умирали. В первый день я думала о своей маме, которая осталась дома, и плакала,
представив, что будет с ней, если я умру. А на второй и третий день я могла
думать только о воде. Хотя бы глоточек, хотя бы несколько капель!..››
Ирина,
заложница
«Когда
мы вырвались на свободу, я сразу побежал к колонке с водой. И залпом выпил 3-литровый
баллон воды! Никогда не думал, что в меня столько поместится! А тут вода текла
и текла, словно в пересохшую пустыню, я ее даже не чувствовал. Только я закончил
пить, как у меня началась жуткая рвота. И все три литра вышли наружу. После
длительного обезвоживания воду можно пить маленькими глоточками, и лучше -
горячий чай, - так нас учила учительница, Галина Хаджимуратовна. Она погибла в
школе и никогда уже даже глотка воды не
сделает...»
Амран,
заложник, 14 лет
«На
вторые сутки я мечтала только о стакане холодной воды или о чашечке кофе.
Никогда не думала, что последнее желание может быть таким простым...» Анета, заложница
«Я
свой осколок храню в жестяной банке из-под кофе. Он мне дорог, как первый
молочный зуб, который у меня перед первым классом выпал. Вот он, смотрите... Болтик
без шляпки. Большой, да? Красивый. Да, вроде бы медь... Похожа по цвету, по
крайней мере. Эта штука у меня в шее была. Еще полмиллиметра - и я бы лежал со
всеми остальными на кладбище. Так что мой болт оказался недурным парнем...
Знал, где нужно остановиться. И я его за это берегу. Полмиллиметра, - представьте!
- и я покойник. Вот он, мой трофей. Врач на память подарил. А пацаны поменьше
вообще помешались на своих осколках, друг перед другом хвастают, у кого он
больше. Ужас, как в душевой прямо! Я же говорю, все пацаны посходили с ума:
разговоров только про осколки, оружие и спецназ. Это называется, как его... Мам,
скажи, как психолог сказал? А, посттравматический синдром это, вот».
Заурбек,
13лет
Хроника
событий
В
зале такая жара и теснота, что некоторые из заложников укладываются спать на
пакеты из-под взрывчатки, прямо под большими бомбами в баскетбольных корзинах.
У многих детей поднялась температура. На исходе
вторых
суток в зале стали умирать люди.
Третьего
сентября в 13.03 со стороны школы раздается взрыв, мощный удар. Это начало
конца. Наступает хаос, но трудно понять, что стало причиной. Ясно только, что
первый взрыв в зале, который вызвал все последующие реакции, произошел в одной
из баскетбольных корзин. Впечатление такое, что одна из многочисленных бомб в спортзале
взорвалась случайно - или потому, что где-то ослаб крепеж, или где-то случайно
замкнулся контакт, или один из беспорядочных выстрелов боевиков случайно попал
во взрывное устройство.
Во
всяком случае, слышно было, как в зале раздались три сильных взрыва. Между
первыми двумя был небольшой перерыв, а третий раздался минут двадцать спустя.
За ним последовало много мелких, непонятных.
Сразу
после первых двух взрывов заложники стали пробиваться на свободу через разбитые
окна - сначала поодиночке, потом десятками, по территории школы, спасая свои
жизни. Они бежали к соседним домам, в прилегающие улицы, а сзади по ним
стреляли террористы.
Большинство
заложников были тяжело ранены и не могли самостоятельно покинуть здание школы.
Одновременно с первым взрывом поразительным образом воспламенилась и крыша
спортзала; потолок начал плавиться и гореть, люди вспыхивали, как факелы, и
горели заживо.
Штурмовавшие
вели ожесточенный бой с оставшимися в школе боевиками примерно до девяти
вечера. Спецназ ФСБ понес рекордные за всю свою историю боевые потери - 12
убитых и около тридцати раненых.
Через
несколько дней на пустыре за городом было выкопано более 500 могил. Жертв
бесланской трагедии хоронили в течение нескольких месяцев, так как часть детей
сгорели, и от них остались лишь фрагменты, которые идентифицировались по ДНК.
По
официальным данным, в спортзале бесланской школы погиб 331 человек, из них 186
- дети. В эту статистику не вошли скончавшиеся от тяжелейших ран и увечий,
погибшие после официальной даты штурма (3 сентября), а также умершие вслед за детьми родные, не перенесшие
горя потери.
Спасибо коллеги! Очень полезный и нужный материал!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Сегодня проведен урок мира в двух классах одной из школ нашего города. Обязательно расскажу о нём в ближайшем посту блога. Несмотря, что прошло уже двенадцать лет, чудовищность такой жестокости по отношению к беззащитным детям не оставляет равнодушным никого.
ОтветитьУдалить