Георгиевская ленточка

бабочки

пятница, 12 августа 2016 г.

С хлебом на Вы. Заседание клуба любителей книги и библиотеки "ЯРОСЛАВНА"

«Да будет  свято твоё имя, хлеб!» Это высказывание стало основной темой очередного заседания клуба любителей книги и библиотеки  «Ярославна». 11 августа члены клуба приняли участие в познавательном часе «С хлебом на «Вы».
Предлагаем и  Вам познакомиться с историей хлеба, хлебобулочных изделий, народных пословицах и притчах. Сценарием мероприятия...


Хлеб сопровождает нас на протяжении всей жизни. Он является вечным продуктом, мерилом достатка человека, символом национального богатства народа, а также надёжным средством борьбы с голодом. Он создан тысячелетней человеческой мудростью и упорной, тяжёлой, в поте лица работой.
Участники мероприятия познакомились с историей выращивания хлебных злаков, с технологией хлебопекарного производства, узнали секреты выпечки хлеба.        
Было отмечено, что не всегда в нашей стране был хлебный достаток. С засухой приходило страшное бедствие: животные без корма, люди доедают последние припасы. В 1024 году появился обычай,  сгрести крошки со стола и съесть их. Соблюдая этот старинный обычай, люди как бы обращаются с хлебом на «Вы». Этот обычай рождён не только уважением к хлебу, но и пониманием, что его надо беречь. Мы не должны и не имеем права забывать хлеб Великой Отечественной войны. Члены клуба вспоминали блокадный ленинградский паёк, который хранится в музее истории в Санкт-Петербурге. Это суточная блокадная норма на одного человека: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам».

Члены клуба слушали  и притчи о хлебе, делились знанием пословиц и поговорок. Среди присутствующих были люди, имеющие непосредственное отношение к хлебу. О своей работе во время уборки урожая рассказали С.И Бородин,  В.Ф.Щербинин  и В.П.Сягайло.  С большим интересом участники мероприятия  слушали  выступление  бывшего работника  Михайловского хлебозавода  Мигилёвой  О.П., которой  было задано много вопросов по технологии хлебопечения.
На протяжении всей встречи звучали стихи и песни о хлебе в исполнении З.М.Шильниковой, В.Ф. Щербинина, О.И.Ромашкиной, Н.Ф.Леонова, С.И.Бородина и П.В Фарятьева.
В заключение мероприятия вниманию участников была представлена книжная выставка: «Хлеб всему голова», которую украсил большой каравай, испечённый членом  клуба «Ярославна» Сушиновой В.А. Присутствующие также познакомились и смогли попробовать хлебную продукцию станицы Арчединской.
Подводя итог встречи с членами клуба  «Ярославна», было сказано следующее:

Давным-давно вырос среди прочей травы первый дикий стебелёк пшеницы. Как хорошо, что его не сощипнул первобытный зверь, не сожгла случайная молния! И пошло потомство от колоска.  И это потомство будет жить,  пока светит  солнце. Вечно! А хлеб будет – всё будет!

                                    Библиотекарь МЦБСТ                           Маркина Е.А.

Сценарий      «С хлебом на Вы»                                 /Познавательный час/ 

Хлеб - один из наиболее удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних видов пищи на Земле. Он создан тысячелетней человеческой мудростью и упорной, тяжёлой, в поте лица работой.
О хлеб, о мой товарищ, ты суров!
Веками люди лили пот и кровь –
И твоё имя, превращаясь в крик,
Срывалось с пересохших губ у них…
Веками властью тайною своей
Ты поневоле разделял людей…
Но миллионы именем твоим
Соединял! И был для них един!..
Творец народов и людских судеб,
Да будет свято твоё имя, хлеб!
Хлеб сопровождает каждого из нас на протяжение всей жизни. Можно без преувеличения сказать, что он является вечным продуктом, мерилом достатка человека, символом национального богатства народа и надёжным средством борьбы с голодом. Он содержит все необходимые для человека питательные вещества и никогда не приедается. Основные наши кормилицы – рожь, пшеница и ячмень.
Тысячи лет назад человек впервые употребил в пищу зёрна диких злаков. На заболоченных равнинах послеледниковой Европы, в плодородных долинах Нила, в степях Палестины, в густых лесах Северной Америки – всюду на землях, которые предстояло познать и освоить, кочевали наши далёкие предки. Они собирали зёрна и ели их в сыром виде.
Самым первым открытием на пути человека к хлебу была каша. Первобытные люди сначала догадались твёрдые зёрна сварить, получилась вкусная еда – каша. Затем люди додумались дробить зёрна и растирать их между камней – получилась мука, из которой на горячем камне испекли лепёшку. То был первый пресный ржаной хлеб. Именно с появления лепёшек и началась история хлебопечения.
Люди стали изготавливать орудия труда для выращивания хлебных злаков. Труд на хлебной ниве всегда был тяжёлым, но необходимым. Когда первобытный человек посеял первую пшеницу и получил из неё хлеб, тогда он  обрёл и Родину. Полетели тысячелетия, и произошло ещё одно открытие хлеба. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения, используя чудодейственную силу микроорганизмов. Так в Древнем Египте пять-шесть тысяч лет назад была создана близкая к современной технология хлебопекарного производства. Затем египтяне изобретают жернова и сразу совершают значительный шаг вперёд в истории мукомолья и хлебопечения. На мельничных жерновах дробили зерно и измельчали его центральную часть до состояния тонкой муки. Такая мука уже мало отличалась по качеству от обычной современной муки.
В Древней Греции, разрыхлённый пшеничный хлеб считался лакомством, аристократы ели его, как самостоятельную пищу. Чем богаче был дом, тем знатнее считался хозяин, те щедрее он угощал гостей белым хлебом.
В Древней Руси хлеб пекли пресный и квасный. У каждого хлебника были свои секреты выпечки. Вкус хлеба зависит от воды (из какого колодца, сколько в ней солей и каких именно), дров, которыми печь истоплена. И даже от того, как хлеб сажают в печь: на капустном листе или прямо на кирпичи. Мастер своего дела хлеб не пёк, а поистине творил. Булат Окуджава написал такие строки о выпечке хлеба.
Вы видели, щиток приоткрывая,
В задумчивой и душной глубине
Прищуренные глазки каравая,
Когда он сам с собой наедине.
Когда проснуться не хватает мочи,
Когда румяный бок, как край зари…
О чём он думает? О чём бормочет,
Ленивые глотая пузыри?
А в нём живут сгоревшие поленья,
Старанья мастериц и мастеров.
Он, как последнее стихотворенье,
И добр, и откровенен, и суров.
И задыхается на белом блюде
От радости рожденья своего…
И кланяются караваю люди,
И ломтики уносят от него.
Когда великий русский царь Пётр Первый создал регулярную армию и военно-морской флот, то солдат надо было чем-то кормить. И вот, однажды император отказался от царской еды и повелел подавать ему на стол простую пищу – щи, похлёбку, кашу, ржаной хлеб. Царь на себе проверил солдатский рацион. Особенно Пётр Первый выделил ячневую кашу: она быстро готовилась, хорошо насыщала, давала силу. Учитывая способность ячменя, расти в жару, в холод, в горах на высоте в 4000 метров, войско в любом краю могло быть обеспечено сытной пищей.
Не всегда в нашей стране был хлебный достаток. В урожайный год у крестьянина и жизнь приятна и еды вдоволь. С засухой приходит страшное бедствие. Коровы, овцы без корма, Люди доедают последние припасы. Вся деревня выходит в поле просить дождя.
У Р.Рождественского есть стихотворение на эту тему.
Так любимых не ждут у порога,
Так к больному не ждут и врача…
Пыль на рыжих степных дорогах –
Хоть картошку пеки – горяча.
Люди жмут фуражки в руках,
От полей глаза отводя…
Я впервые увидел, как ждут дождя.
С самой весны на небе ни облачка, земля ссыхается в камень. Пшеничные былинки, едва поднявшись, высыхают на корню. Это засуха. Горят леса, горят болота. Торф такой сухой, что сам собою загорается. Трава в лугах не растёт, а дождей всё нет и нет. И вот несчастные толпы людей движутся в город побираться или в места, где нет засухи. До урожайных мест далеко, а сил мало.
Русский летописец первый раз отметил голодный мор в 1024 году. Тогда и появился обычай сгрести крошки со стола и съест их. Соблюдая этот старинный обычай, люди как бы обращаются с хлебом на «Вы». Этот обычай рождён не только уважением к хлебу, но и пониманием, что его надо беречь.
В 18 веке скудными были 68 лет. В то время люди ел солому, сено, лебеду. В 19 веке – 40 с лишним неурожайных лет. 20 век начался голодным 1901 годом. Страшная засуха погубила посевы и в советское время, это был 1921-1922г. Когда урожай был хорошим, устраивались ярмарки. С низовьев рек - хлебородных мест на ярмарки и торги тянули бурлаки баржи с зерном. К мачте привязывалась бечева, к бечеве – лямки. Впрягшись в кожаные петли, налегая грудью на ремень, люди бредут по берегу весь световой день, отдыхают только ночью под ольховым кустом.  Это был очень тяжёлый труд. Особенно трудно было тянуть баржи на мелях и перекатах. Тогда бурлаки пели «Дубинушку». И не потому, что им хотелось петь. Припев был как команда. Приготовились, напрягли бечеву. Утвердились босыми ногами на тропе. Разом все дружно рванулись вперёд – и баржа сошла с переката в глубокую воду.
После сбора урожая в сёлах наступал самый большой праздник. Символом этого праздника всегда являлся сноп, который всегда воспевался в стихах и песнях.
Жали мы, жали, жали, пожинали –
Жнём молодые, серпы золотые.
По месяцу жали, серпы поломали.
В краю не бывали, людей не видали.
Слава тебе, Боже,
Что в поле пригоже!
В поле копнами, на гумне стогами!
На гумне стогами, в клетке закромами!
В клетке закромами, в печи пирогами!
С давних времён ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-то важного. Люди выходят встречать гостей с хлебом-солью. Во время обряда венчания по возвращении из церкви молодые супруги клали руки на хлеб и говорили: «Будем жить в любви и согласии, хлеб – свидетель наших обещаний. Каждый день он с нами – напомнит о них в пору размолвок». Хлеб не простой свидетель, а ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» или «Чтоб мне первым куском подавиться» или «Чтоб мне хлеба не видать!»
Не всегда в нашей стране хлеб свободно лежал на столе. Мы не должны и не имеем права  забывать хлеб Великой Отечественной войны, блокадный ленинградский паёк. У войны хлеб суровый, отмеренный хлебной карточкой. В музее истории в Санкт-Петербурге хранится чёрствый ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам», как написала в своём стихотворении О.Бергольц.                            /на фоне слайдов/
А вот как пишет Е.Винокуров о военном хлебе:
Я помню хлеб, он чёрен был и липок,
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб, он щам годится постным,
Раскрошенный он был не плох с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отлепляли языком.
Он кислым был, - ведь был он отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды!
И всё ж с ладони жадными руками
Я крошки подбирал после еды.
О хлебе сложено много пословиц и поговорок.
1.     Всякое семя, знает своё время.
2.     Посеешь в пору – соберёшь зерна гору.
3.     Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
4.     Некогда лежать, когда пришла пора жать.
5.     Хлеб – батюшка, водица – матушка.
6.     Хлеб на столе, так и стол – престол. Хлеба ни куска, так и престол – доска.
7.     Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
Есть такие притчи о хлебе:
1.     В давние времена один царь решил выдать дочь замуж за самого умного юношу. Судьбу дочери решали 3 вопроса. Самым трудным был третий. Царь попросил всех юношей прийти во дворец с самым красивым цветком. Собрались на утро кандидаты в женихи, и каких только цветков не было на их шляпах. А у одного юноши на шляпе скромно покачивала своими головками пшеница. И царь из всех цветов выделил колосья пшеницы.  «Ты действительно принёс самый красивый цветок, - сказал он, - ибо старинная мудрость гласит, что нет лучшего цветка на свете, чем пшеничный колос, нет лучше сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба».
2.     Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался и решил узнать его истинную стоимость. Ювелиры называли ему самые разные цены. Тогда юноша решил пойти за советом к мудрецу.   «Я знаю, что на свете нет ничего дороже золота, - сказал он, - но не могу установить его цену». Взяв в руки золото, он продолжил: «Твоя находка, добрый молодец, действительно стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей, что самое ценное в нашей жизни».
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в каждом человеке. Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, мы должны вспомнить добрым словом тех, кто его вырастил, кто собрал урожай и, конечно, тех, кто вложил свой труд в хлебопекарное производство. Среди членов  нашего клуба есть человек, который 10 лет проработал на Михайловском хлебозаводе.
/слово О.П.Мигилёвой/
/Чтение стихов, исполнение песен о хлебе/
И в заключение я хочу сказать следующее.
Давным-давно вырос среди прочей травы первый стебелёк пшеницы. Как хорошо, что не сощипнул его первобытный зверь, не сожгла случайная молния! И пошло потомство с колоском. И это потомство будет жить, пока светит солнце. Вечно!
В твоей руке, как воплощенье жизни.
Насущный хлеб от матери-отчизны
Сквозь смерть, огонь несли меня когда-то…
И стал святым ржаной ломоть ребята.
Хлеб береги, съедай меня до крошки,
Ведь я взращён трудом людей хороших.
Я хлеб простой, я чёрный, серый, белый…
Осталась крошка? Птице дай, что б пела!
Мой милый друг! Я от тебя хочу лишь одного –
Что б к хлебу относился ты с любовью,
Ведь люди, чтобы ты имел его,
За хлеб платили собственною кровью.                               /А.Николаев/
И как говорится в одной присказке: рыба – вода, ягоды – трава, а хлеб всему голова. Хлеб будет – всё будет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...