Заочное путешествие по выставочным залам краеведческих музеев Волгограда
«Всему начало здесь, в краю моем родном…»
«Межпоселенческая районная библиотека обслуживания»
«Всему начало здесь, в краю моем родном…»
Цель: знакомство с историческим прошлым
края, более углубленное знакомство с некоторыми историко-краеведческими
аспектами, заочная пешеходная экскурсия по городу «Храмы Царицына»
и пр. Узнают о «Культуре
Волгоградской области в начале III тысячелетия: традиции
и новаторство», слушают песни волгоградских композиторов, знакомятся с
поэтическим творчеством М.К.Агашиной.
Интерактивная часть занятия – конкурс
авторского рисунка – это пробуждение творческой активности подростковой
аудитории. А чтение стихов, анализ музыкальных отрывков, беседы и рассуждения
на темы культуры различных народов - подразумевают «обратную связь», проявление
собственных знаний учащихся, полученных в процессе обращения к данной теме.
/Звучит
песня о городе А.Климова на ст.М.Агашиной
«Гудками
теплоходов…»/
Ведущая: Сегодня мы поговорим об очень интересном
аспекте нашей современности – культуре. Культура нашего Нижневолжского региона
чрезвычайно разнообразна. Ее истоки – в историческом прошлом нашего края,
богатом различными событиями. Здесь и пребывание на нашей территории сарматских
племен, с самобытной культурой. Частично заимствованной из античности, частично
представляющей собою языческие верования кочевых племен. Затем – долговременное
нахождение в составе Золотоордынского государства. Русские пришли в наш край относительно
недавно – в середине XVI века. Это
случилось после завоевания Иоанном Грозным Казанского (1552 г .) и Астраханского
(1554 - 1556 г .г.)
ханств.
«Перекрестком
культур и цивилизаций» издревле называли наш регион.
(Показ
карты)
Ведущая: Все,
что прожито мной,
Все,
что пройдено
В
этот день передумала я.
Все,
что есть у меня –
Это
Родина,
Дорогая
Отчизна моя.
И
суровая служба солдатская
И
погибших друзей имена.
И
родная земля – волгоградская,
Ведущая 1: Костюмы, представленные в экспозиции зала,
поделки /резьба по дереву, выжигание, бисероплетение, изготовление авторских
игрушек, вышивка, вязание и пр., а так же обычаи, фольклор разных
национальностей составляют нравственную основу жизни любого народа.
В
процессе сегодняшнего занятия вы
познакомитесь в основном с традициями русского населения нашего края. Но
национальная палитра Волгоградской
области – гораздо более ярка и широка. Ведь область населяют более 110 наций и
народностей. И каждая из них считает наш край своей Родиной.
Ведущая 2: Проверить ваши знания нам хотелось бы с
помощью «Музыкального кроссворда». Задание таково, в магнитофонной записи вы услышите мелодии различных народов,
населяющих наш край. Ваша задача угадать, какой музыкальной фрагмент
принадлежит какому народу и назвать его.
/«Музыкальный
кроссворд»: звучит музыка
-
русская плясовая
-украинская
народная
-
немецкая народная песенка
-татарская
песня
-
казачья напевная и пр./
(Участники
лектория угадывают мелодию, определяют, какому народу она принадлежит, и
рассматривают предметы быта, элементы одежды данного этноса)
Ведущая: Сегодня
нам хотелось бы обратиться к жизни и творчеству М.К. Агашиной – народной
поэтессы России, члена союза писателей СССР.
Ведущая: Особый интерес всегда вызывали платки
Маргариты Константиновны. Она их очень любила и собирала.
/Звучит
песня «Подари мне платок»/
Зная
это представители всех союзных республик, где бывала Маргарита Константиновна,
дарили ей свои национальные наряды, головные уборы и пр.
Но у
дружбы свои законы. Однажды в гости к поэтессе приехали делегация Казахстана.
Бося Сангаджиева – казахская поэтесса замерзла в студеную Волгоградскую зиму.
Маргарита Агашина накинула на плечи гостье свой любимый платок. По законам
гостеприимства, принятым в Казахстане, все, что понравилось гостю, принадлежит
ему. Так и появилось стихотворение Сангаджиевой…
Ведущая: Зря
учили бабки нас и деды,
Что
дареное дарить нельзя,
Не
всегда заветам дедов следуй –
Нам
важней традиции, друзья.
Твой
платок в причудливых узорах
И
шуршит, и блещет на плечах,
Волжских
волн я различаю шорох
Свет
стенных лучей в его лучах.
Ведущая: Сегодня, ребята, мы хотим предложить вам
участвовать в экспресс-конкурсе рисунков «Я рисую Отчий край…». Слушая музыку
волгоградский композиторов, мы предлагаем Вам создать рисунок костюма жителя
нашего края. Каким он должен быть? Должен ли соединять в себе этнические черты
конкретных народностей? А, может быть, это будет ваша авторская разработка?
(участники рисуют костюмы под музыку Г.
Мирина, Э. Елецкого) /Работник библиотеки (соведущая) и работник музея, ведущие
отсматривают рисунки и присуждают призовое место/)
Ведущая: Приз за лучший рисунок получает …(Приз
вручают победителю)
Ведущая: В 2004 году в год 80-летия М.К. Агашиной
в сквере возле музея был поставлен памятник народной поэтессе России. Скульптор
В. Фетисов создал образ задумчивой женщины, прислонившейся к белоствольной
березке. Этот образ Маргариты Константиновны близок каждому из нас. Приглашаю
вас закончить наше занятие возле этого памятника.
/Звучит
песня «Растет в Волгограде березка»//Участники читают стихи поэтессы М.К. Агашиной ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий