Уважаемые коллеги!
По традиции в
дни школьных весенних каникул в библиотеках нашей страны проходит Неделя
детской и юношеской книги, которая является настоящим праздником для юных читателей. Накануне этого события для начинающих свою трудовую деятельность в этой сфере библиотекарей состоялось очередное занятие "Школы начинающего библиотекаря" . Посвященно одной из самых главных и распространенных форм работы "Массовая деятельность библиотек". Критерии подхода, сложности и нюансы, новые формы, плюсы и минусы и многое другое было рассмотрено в ходе этого занятия. История Недели детской книги, рекомендации по ее организации и проведению, а также другие вопросы и проблемы , связанные с этим периодом библиотечной деятельности, были рассмотрены в этот день. Предложены анкеты для детей и их родителей, памятка "Советы родителям по привлечению детей к чтению".
Неделя детской книги родилась в 1943 году – в разгар
Великой Отечественной войны. Этот праздник предложил известный детский писатель
Лев Абрамович Кассиль и придумал празднику название «Книжкины именины»
Советы родителям |
Традиционные рамки Недели 24-30 марта, но можно
немножко раздвинуть эти рамки, включив в нее 21 марта, и 1-2 апреля. Дело в
том, что 21 марта - Всемирный день поэзии и Всемирный день Земли, 1 апреля –
Международный день птиц, 2 апреля – Международный день детской книги и день
рождение великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.http://biblioparus.blogspot.ru/2013/01/blog-post_4.html#more
Памятка родителям |
- введение
в практику разнообразных форм и методов работы с литературными
произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития
познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- выявить
знание детских сказок через различные виды игр;
- привлечь
родителей к совместному творчеству в рамках «Неделя книжный мир»;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
- Предварительная работа:
· перспективный план поведения недели «Книжный мир»;
· беседа о предстоящем празднике;
· рекомендации для родителей;
· детям и родителям предложить дома перечитать любимые
книжки и нарисовать обложки, "издать" свою книжку – малышку по любой
тематике;
· изготовление праздничной открытки (коллективная
работа);
· украшение групповой комнаты;
· оформление выставки книг, дополнение книжного уголка
новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги
различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки);
Каждый год и в каждой библиотеке Неделя
детской книги проходит по-разному. У каждой библиотеки есть свое приоритетное
направление в работе. Каждая библиотека самостоятельно определяет темы мероприятий (на основе опросов читателей, исходя из
социальной необходимости). Темой для разговора с детьми и взрослыми могут стать
книги-юбиляры, писатели-юбиляры, творчество детских писателей, удостоенных
литературных премий, детская поэзия и т.д.
Анкета юного читателя |
Дни Недели должны стать незабываемыми для
читателей. Этому могут служить не только необычные мероприятия, но и оформление библиотеки. Важно, чтобы окружающая ребенка
среда была обновленной и красочной, а также несла определенную информационную
нагрузку в виде призывов «Читайте об этом больше», «Читай и не пожалеешь»,
«Хотите присоединиться?» и т.д., сообщений о лучших читателях. В библиотеке
организуются книжные выставки «Богатство для тебя. Читай!», «Книги изменяют
жизнь», персональные выставки лучших читателей
«Библиотечные звезды», «Читатели всегда лидеры», персональные выставки читающих
семей. Афиши мероприятий Недели детской книги, стенгазеты о книгах, чтении
сделанные активом читателей.
разворот Анкеты юного читателя |
Определив приоритетное направление, важно
помнить о наполнении дней Недели активными, диалоговыми формами работы, позволяющими раскрыть основную тему, а также
стимулировать читательскую активность детей и подростков, интеллектуальную
мыслительную деятельность (развернутые книжно-иллюстративные выставки лучшей
детской литературы, презентации книжных новинок, утренники, экскурсии,
театрализованные и кукольные представления, веселые конкурсы, литературные
встречи, мастер-классы, читательские конференции и др.).
Открытие Недели, как правило, главный праздник,
может пройти как Слет лучших читателей, как увлекательная литературная игра или
«Праздник книги». Здорово, если праздник будет ощущаться уже при входе. Детей
могут встречать литературные герои, которые загадывают загадки. В фойе можно
поставить столы, где каждый читатель попробует себя в конкурсах и розыгрышах, а
можно провести опросы или рисованные анкеты. На празднике лучшие читатели награждаются
Дипломами и книгами.
Традицией, берущей начало в далеком сорок
третьем, стало посвящение Недели детской книги различным датам и юбилеям,
например, юбилею Победы в Великой Отечественной войне, Всесоюзной пионерской организации, Олимпиаде в Москве, юбилеям известных писателей. Например, в 1999-ом
году в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества с большим
успехом прошла Неделя книги, приуроченная к 200-летию со дня рождения
Александра Сергеевича Пушкина. Открывалась она в Колонном зале прекрасным балом
в стиле пушкинской эпохи. Этот год тоже юбилейный - 215 лет со д.р. Александра Пушкина. Неделя
детской книги может состоять из тематических дней: День периодики,
День сказки, День информации, День музыки, День исторической книги, День
детектива, День семьи, День дошкольника, День театра, День мультфильма и др. А
может и из отдельных, но необычных мероприятий.
Неделя детской книги – это увлекательные встречи с
писателями, книжными героями, интересными людьми. И если вам сложно организовать встречу с писателем, то
вполне можно пригласить в библиотеку интересного, увлеченного человека,
проживающего в вашем микрорайоне, или «выросшего» читателя, который может
рассказать о своем отношении к чтению, книге, своих читательских пристрастиях и
увлечениях. А может быть это будет библиотекарь?
Такие
встречи наверняка запомнятся детям. И конечно, в каждую библиотеку могут
«прийти» герои книг. Это могут быть известные и любимые детьми герои или герои,
придуманные библиотекарями. Главное, чтобы это соответствовало тем задачам,
которые вы перед собой поставили.
Неделя
детской книги должна оставаться праздником радостного общения, открытия новых
имен, новых талантов, а может быть и незаслуженно забытых книг и их авторов.
Цель Недели
– не только поощрить читающих детей и детей, занимающихся творчеством, но и
привлечь к чтению детей не читающих. Лучшим примером для детей, особенно
подросткового возраста, служит пример сверстника. Поэтому можно провести в
библиотеке Презентацию творчества читателей или Праздник детского литературного
творчества.
Дети
расскажут о себе, своих успехах, читательских интересах («Книга и библиотека в
моей жизни»). Из международного опыта: всем школьникам 5-6-х классов был
предложен конкурс юных сочинителей. Детям были представлены несколько забавных
историй, специально придуманных известными писателями. Вернее, придуманы
только завязки историй, а продолжить каждую должны были дети. Популяризации
чтения может служить конкурс или праздник читающих семей («Любимые книги моей
семьи»), а также конкурс на самый читающий класс.
Каждый ребенок, который пришел в эти дни в
библиотеку (по приглашению или случайно) должен найти себе дело по душе: почитать книги, посмотреть мультфильмы,
заняться творчеством. Для кого-то случайный приход в библиотеку в Неделю
детской книги станет решающим, и впоследствии этот ребенок будет сам лучшим
читателем.
Очень
важно, чтобы активные читатели играли в организации и проведении
праздника ведущую роль. Читатели среднего и старшего школьного возраста могут
почитать младшим, провести игру, оформить стенгазету. А может быть, вы
организуете «Читательский десант», и в дни Недели детской книги ваши читатели
посетят детские сады, детские больницы, детские социальные учреждения и
почитают книги своим сверстникам. Это будет замечательная акция по продвижению
чтения.
Неделя
детской книги проводится в сотрудничестве со школьными библиотеками,
учреждениями, занимающимися проблемами детей. Это делает мероприятия еще более
интересными.
Подготовка «Недели книжный мир» не требует
больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что
во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно
включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах,
подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.
Используя наработанный опыт, важно найти интересные
нюансы, неожиданные повороты в проведении мероприятий Недели, обеспечить
информационную поддержку новыми книгами, статьями из периодической печати. Вам поможет материал постов нашего блога "БиблиоПарус":
Библиотекарь библиотекарю http://biblioparus.blogspot.ru/2013/10/blog-post_25.html
Синяя птица судьбы Виктора
Драгунского http://biblioparus.blogspot.ru/2013/11/blog-post_1.html
«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа..."
Николаю Носову 105 лет со дня рожденияhttp://biblioparus.blogspot.ru/2013/11/105.html#more
Литературная игра – рассуждение по творчеству С.В. Михалкова http://biblioparus.blogspot.ru/2013/04/100.html
Литературный календарь марта http://biblioparus.blogspot.ru/2014/02/blog-post_5613.html#more
Литературный ринг по творчеству
детских писателей http://biblioparus.blogspot.ru/2013/03/blog-post_27.html#more
«Тропинками родного края» http://biblioparus.blogspot.ru/2014/01/blog-post_18.html.
Времена года http://biblioparus.blogspot.ru/2013/03/blog-post_29.html
Общаемся с мудрецами http://biblioparus.blogspot.ru/2013/10/blog-post_8975.html#more
Знаете ли ВЫ?!.... http://biblioparus.blogspot.ru/2013/01/blog-post_4.html#mor По количеству переводов, сказки Андерсена уступают только Библии, они переведены на 125 различных языков. Обнаружена сказка Андерсана, написанная первой.
О книгах существует много пословиц и поговорок.
· Букварь – не сайка, а раскусишь сладко
· С книгой жить – век нетужить
· Ум без книги, как птица без крыльев
· Ему и книги в руки
· Не красна книга письмом, красна умом
· Хорошая книга – лучший друг
· С книгой поведёшься – ума наберёшься
· Велико ли перо, а большие книги пишет
· Иная книга обогащает, а иная с пути совращает
· Книга – лучший товарищ
· Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
· Книга подобна воде – дорогу найдёт везде
· Испокон века книга растит человека
· Хорошая книга ярче звёздочки светит
· Книга поможет в труде, выручит в беде
· Одна хорошая книга лучше многих сокровищ
· Будешь много читать, будешь много знать
Высказывания знаменитых людей
Общаемся с мудрецами http://biblioparus.blogspot.ru/2013/10/blog-post_8975.html#more и рубрика "Книжная мудрость" http://biblioparus.blogspot.ru/search/label/Книжная%20мудрость
·
«К книгам, в
которых живёт дух великих людей, обращаемся мы за советом, развлечением и
утешением, в радости, в горе, в богатстве и в бедности» (С.Смайлс)
·
«Человек с
хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким» (К.Гольдони)
·
«Книги – это
друзья. Бесстрастные, но верные» (В.Гюго)
Эпиграфом ко
всей Неделе могут стать стихи С.Я.Маршака:
Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Рекомендательный список литературы
·
Акулова, О.Ф.
Волшебница из Стокгольма [Текст]: лит. утренник ко Дню детской книги /
О.Ф.Акулова // Читаем, учимся, играем. – 2004. — №1. – С.48-50.
· Благовидова Н. Такие разные сказки: открытие Недели
детской книги (6-10 лет) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -
2005.- № 1. - с. 4
· Благовидова Н. Такие разные сказки: открытие Недели
детской книги (6-10 лет) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -
2005. - № 1. - с. 4
· Власова Е. Книжкины именины: сценарий для детей 5-7
лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - с. 16
· Громова О. Есть идея (мероприятия новых форм, проекты
к Неделе детской книги) // Библиотека в школе. - 2005. - № 3. - с. 13
· Дерягина Г. Книжкин праздник: открытие Недели.
"Будем с книгами дружить": сценарий // Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 1. - с. 31,40
·
Заверткина, О.А.
Книжкины именины [Текст]: лит. праздник, посвящен. Неделе детской книги /
О.А.Заверткина // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №11. – С.94-96.
·
Ковальчук, Т.Л.
Будем с книгами дружить [Текст]: сцен. представления, посвящен. Неделе детской
книги / Т.Л.Ковальчук // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. –
2007. — №1. – С.35-39.
· Константинова В. Путешествие в Читай-город. Книжкины
именины.// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 12. - с.
55
·
Леденева, О.В. В
стране сказок [Текст]: КВН в честь открытия Недели детской и юношеской книги /
О.В.Леденева // Читаем, учимся, играем. – 2004. – С.51-53.
· Майборода Т. Вас в сказку добрую зовем: сценарий
открытия Недели детской и юношеской книги // Читаем, учимся. играем. - 2007. -
№ 1. - с. 28
· Пилигримова И. В гостях у зайки. День книги и игрушек
для дошкольников и их родителей // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.
- 2007. - № 11. - с. 44
· Попова Е. Выборы в Книжкином королевстве:
театрализованное преставление для детей 5-8 лет // Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки. - 2005. - № 2. - с. 13
· Савельева А. Сказочные гости. Литературный семейный
праздник, посвященный Международному дню детской книги // Читаем, учимся,
играем. - 2009. - № 1. - с. 46
· Сняткова С. Кузька сундучок открыл - новой сказкой
удивил (Неделя детской книги для детей 4-5 лет) // Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки . - 2008. - № 1. - с. 34
· Юмашева О. С героем сказка будет интересней: конкурсы
знатоков к Неделе детской книги (7-9 лет) // Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки . - 2008. - № 1. - с. 70
Анкета для родителей:
«В чем воспитательная сила книги в семье?»
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться своей точкой зрения о роли книги в семейном
воспитании ребенка и ответить на наши вопросы.
1. Какое
место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное
подчеркнуть): практически все
свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени;
дополните при желании ____________________________________________
2. Вспомните,
пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую
книгу (сколько месяцев, лет) ___________________________________________________
3. В чем
Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть):
книга-источник
окружающего мира; книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми;
книга – источник познания окружающего мира; книга – источник жизненного опыта и
отношений между людьми; книга –
источник эстетической культуры; дополните при желании ____________________________________________________________________________________
4. Назовите,
пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно,
любит рассматривать в них
иллюстрации, пересказывает содержание, подражает
героям в играх _______________________________________________________________________
5.Вспомните,
пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев
____________________________________________________________________________________
6.Какое время дня в
вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните
нужное) перед сном, перед едой, на прогулке; дополните при желании
7. Чем вы
руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное): красочные иллюстрации; познавательная
ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; привлекательное
оформление; выбор, сделанный самим ребенком; дополните при желании____________________________________________________________________________
8. Аккуратен ли
ребенок в обращении с книгами__________________________________________
11. Приходится ли вам
в требовательном тоне усаживать
ребенка с книгой (нет, иногда, очень часто, всегда)
________________________________________________________________________
12. Имеются ли у вас
аудиокассеты с записями литературных произведений для прослушивания с ребенком:
да, нет ____________________________________________
Большое
спасибо!
Интересные презентации http://www.myshared.ru/slide/237127/
Комментариев нет:
Отправить комментарий