Георгиевская ленточка

бабочки

пятница, 21 марта 2014 г.

2 апреля Международный день детской

Международный день детской книги отмечается 2 апреля в честь дня рождения великого сказочника Ганса Кристиана Андерсена, по решению Международного совета по детской книге. Предлагаем Вашему вниманию методподсказки библиотекарям и сценарий  литературного вечера «Сказочник Датского королевства».
Праздник детской книги отмечаем -
Пожелаем книжке больше знаний,
Пожелаем добрых слов и страниц,
Пожелаем ей улыбок детских лиц!

 Книга с дня рождения с малышом всегда,
И идет бок о бок все года.
Подрастает так же, как и он -
И уже, смотрю, читает – сам, про кошкин дом.

Волшебные, мудрые детские книжки,
Как много узнали с твоих мы страниц!
И даже взрослея, мы не забываем:
Про принцев, принцесс и про чудо жар-птиц
                           Названия выставок:
1. Книжное царство - премудрое государство
2. Девчонки и мальчишки растут от книжки к книжке.
3. Что дает человеку чтение? ( с ответами ребят)
4. Ее Величество книга 
5. Хорошие книги - друзья навсегда
6. Мир знаний открывает книга
7. Верьте им, дети !
8. Книжный хит-парад 
Названия выставок можно использовать и во время проведения Недели детской книги и последующей  работе с читателями. 
Литературный вечер « Сказочник Датского королевства»
Ведущий 1.Давным-давно, два века назад, в Дании в маленьком городке Оденсе, который расположен на острове ФЮН, в семье башмачника родился мальчик. Это было 2 апреля 1805 года.
-Кто же он? (Ханс Кристиан Андерсен)
Да, это любимый всеми детский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Великий датский сказочник. Но вот когда он родился, и его назвали Хансом Кристианом, то ни один человек даже предположить не мог, что этот малыш станет известным сказочником и прославит Данию и свой маленький городок на весь мир.
Ведущий 2. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного  ремесла. Но Ханс Кристиан  стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы Ханс всегда был сыт, причесан и опрятно одет. Была у Ханса Кристиана и любящая бабушка. Она постоянно баловала внука нехитрыми подарками и лакомствами. Бабушка работала при городском госпитале, присматривала за садом и цветами. Неподалеку от госпиталя находилась мастерская для бедных старух. Мальчик часто заходил туда с бабушкой, и старушки рассказывали ему сказки и разные истории, которые погружали впечатлительного ребенка в загадочный мир волшебства.
Ведущий 1.Одаренный богатейшей фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали  свои удивительные истории
Ведущий 2. В то время в Оденсе уже  был свой благоустроенный театр. Однажды  отец  привел  сына на представление, Вскоре для Ханса Кристиана театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать театр семье было не под силу. И мальчик познакомился с расклейщиком афиш, и тот ежедневно дарил ему  по афише. Так  у Андерсена появилась новая забава: сидя в своей каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем  шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это  были его первые, ещё неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в серьёзное увлечение искусством, литературой.
Ведущий 1.Мальчик мечтал о сцене. Когда ему исполнилось 14 лет  умер отец . И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, всерьёз подумывая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актера.
Ведущий 2. Какую  известную сказку Ханс Кристиан Андерсена вам это напоминает?  (Вспомните «Гадкого утенка», который превратился в прекрасного лебедя. Показать книгу).
Ведущий 1Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.
Ведущий 2. Все это время он продолжает писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Андерсен мечтал стать знаменитым. Но путь к славе непрост и нелегок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих.
Ведущий 1.Но, несмотря на все тяготы и разочарования, Андерсен не утратил своей веры в людей, в добро, в красоту. Жизнь его была трудной, но интересной. Ханс Кристиан  не был женат, семьи у него не было, постоянной спутницей писателя была его муза, а детьми сказки и истории, которые он называл своими «духовными детками».
Ведущий 2.Свою автобиографию Андерсен назвал « Сказка моей жизни». Пожалуй, точнее не скажешь. Но не только жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предметы или явление рассказывали ему свою историю, а он пересказывал её своим читателям. Одна из любимых героинь  писателя Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.(Показать слайд с изображением Русалочки).
Ведущий 1: Как-то в детстве Андерсен спросил отца, что такое сказка. Тот ответил: «Если сказка настоящая в ней всё прекрасно  сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся» В самом деле, когда Андерсен узнал датские народные сказки, перед ним развернулся целый сказочный мир, мир фантазии, который удивительно уживался с правдой жизни.
Ведущий 2:Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окном завывала вьюга, луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки.
Чтец: На дворе остались санки
  И высокая гора.
         Зимний вечер спозаранку
         Прогоняет со двора.
Стынут лунные дорожки
Дым клубиться над трубой..
И в застывшие окошки
Входят сказки всей гурьбой.
Входят сказки друг за другом
Нет ни стен, ни потолка…
Дети жмутся тесным кругом
За столом у огонька.
Ведущий 1. И встал перед слушателями волшебный мир, порожденный народной фантазией: его  населяли Эльфы и Русалочки, колдуны и лешие, гномы, тролли и великаны, Баба –Яга и Кощей бессмертный. Сейчас  сказки, в основном читают, но от этого они не становятся менее интересными. Чаще  слушают и читают сказки дети, но любят их и взрослые.
Чтец: Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки
Как стихи в альбоме,
Где старушки стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
Ведущий 2: Трудно представить, что было время, когда сказок Андерсена попросту не существовало. Кажется, они жили всегда. Давайте сегодня обратимся к произведениям  Ханса Кристиана, вспомним его известные и любимые всеми детьми героев сказок.
Ведущий 1: А сейчас мы начнем   нашу конкурсную программу, для этого вам надо разбиться на  2 команды и придумать им название.
Ведущий 2: Итак, готовы. Первая команда: =======================
Вторая команда:================
Первый  конкурс «РАЗМИНКА»     Назовите героев сказок Андерсена:
а) «Дюймовочка» (Дюймовочка, майский жук, полевая мышь, крот, ласточка, эльф, жаба и ее сын, мотылек)
б) «Стойкий оловянный солдатик» (маленький мальчик, танцовщица, злой тролль, рыба)
в) «Гадкий утенок» (утка-мать, гадкий утенок, старая утка, индийский петух, старуха, кот, курица)
г) «Свинопас» (принц, принцесса, король)
 д) «Снежная королева» (Герда, Кай, Снежная королева, старуха с клюкой, принц, принцесса, ворон, маленькая разбойница, олень, лапландка и финка).
Ведущий 2:А впереди у нас новый конкурс:
Из слогов надо сложить название сказки Андерсена:
« Цве - ты – ма – лень – кой – И-ды».
«Ста- рый – у- лич – ный – фо- нарь».
«Но-вый – на – ряд – ко-ро-ля».
«Стой – кий – о – ло – вян – ный – сол – да – тик».
Ведущий 1: Молодцы! А теперь попробуйте  ответить:
         Какие сказки так заканчиваются:
а) «И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: « Нет, о таком счастье я и не мечтал» («Гадкий утенок»)
б) «Тут вошли придворные, они собрались поглядеть на умершего императора, да так и застыли на пороге. А император сказал им:
« Здравствуйте! С добрым утром!» («Соловей»)
в) «Там у нее было маленькое гнездышко, как раз над окном человека, который умел хорошо рассказывать сказки. Ласточка рассказала ему про нее, а от него мы узнали эту историю» («Дюймовочка» )
г) «На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький кусочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку. Это было все, что осталось от ....» («Стойкий оловянный солдатик»).
д) «И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: «Надо же выдержать процессию до конца. И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было.» («Новое платье короля»)
е) «Он ушел к себе в королевство и закрыл дверь на засов. А принцессе только и оставалось стоять да петь:
Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло,прошло. («Свинопас»)
ж) «Принцесса вышла из медного замка и стала королевой, и это ей очень       нравилось! Свадьбу играли восемь дней, а собаки сидели тоже за столом и делали удивленные большие глаза» («Огниво»)
з) «Принц взял ее в жены, ведь он теперь точно знал, что берет за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру, где ее можно видеть и поныне, если только никто не стащил. Знайте, что это правдивая история! («Принцесса на горошине»)
и) «Тут сами собой зазвонили в городе все колокола, и слетелись несметными стаями птицы, и к дворцу потянулось такое радостное шествие, какого еще не видывал ни один король!» («Дикие лебеди»)
к) «На корабле за это время все опять пришло в движение, и она увидела, как принц с молодой женой ищут ее. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что она бросилась в волны. Невидимая, поцеловала она красавицу в лоб, улыбнулась принцу и вознеслась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе» («Русалочка»)
Ведущий 2.КОНКУРС  «ВОЛШЕБНЫЙ СЛОВАРЬ»
Ребята! Это необычная книга, потому что писать ее мы будем сами. Для этого:
Задание: На столе расположены карточки со словами, которые вы должны объяснить. Для этого берете карточку и самостоятельно или с помощью друзей, или посредством словарей и энциклопедий ищите толкование слова. Затем записываете его в книгу «Волшебный словарь».
Слова: дюйм, огниво, эльф, тюфяк, русалка, тролль, ведьма, олово, табакерка, фрейлина, кунсткамера).
Ведущий 1.КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
1.     Сколько тюфяков и пуховиков положила королева на горошину. (по 20)  2.     Сколько солдату служило собак в сказке «Огниво» (3)               
3.     Сколько оловянных солдатиков было в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (25)
4.     Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»? (11)
5.     Сколько сестер было у Русалочки? (5)
6.     Сколько претендентов на руку Дюймовочки было в сказке Андерсена? (4)
7.     Сколько горошин было в стручке в одной из сказок Андерсена? (5)
8.     Из скольких букв состояло слово, которое должен был сложить Кай в сказке «Снежная королева» (8)
9.     Во сколько лет Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (15)
10.      Сколько лет живут Русалочки? (300)
11.      Сколько подарков дарил принц принцессе в сказке «Свинопас»? (3)
12.       Сколько ткачей работало над новым платьем короля? (2)
КОНКУРС «ПОИСК»
Ведущий 2. Узнайте сказку Андерсена по набору ключевых слов:
      Снег, зима, стекло, зеркало, розы, дружба («Снежная королева»)
      Трава, крапива, рубашка, птицы, терпение («Дикие лебеди»)
      Лебедь, утка, яйцо, мечта («Гадкий утенок»)
      Тюфяк, кресло, карета, ливень («Принцесса на горошине»)
      Море, принц, боль,  голос, колдовской напиток («Русалочка»)
      Нора, вода, полевая мышь, крылья, эльф («Дюймовочка»)
      Дупло, принцесса, собака, ведьма («Огниво»)
 КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ЖЕНИХИ И НЕВЕСТЫ»
Ведущий 1. Угадайте, о ком идет речь в отрывках?
      «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода:, вон в каком прекрасном дворце живет. А у меня всего-то и есть, что коробочка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» (танцовщица)
      «Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, и он носит чудесную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним не пропадешь! (  Дюймовочка и крот)
      «Ах, я несчастная! Чтобы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная! - говорила она.
      Теперь я только презираю тебя! - сказал он. - Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом тебе! (свинопас и принцесса)
      «Слушай, дружище! Ты такой смешной урод, что, право нравишься нам. Хочешь бродить с нами? Здесь поблизости есть другое болото, там живут премиленькие гуси-барышни. Они умеют говорить: «Рап. Рап! Ты такой урод, что чего доброго, будешь иметь большой успех! (два гусака. «Гадкий утенок»)
      «Как бы ее увидать? - спросил он. - Это никак нельзя! - сказали ему. - Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому, что королю предсказали, будто его дочь выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят» (Солдат и принцесса)
      «Пойдем со мной! - сказал он. Здесь тебе не место! Если ты так же добра, как хороша, я наряжу тебе на голову золотую корону, и ты будешь жить в моем великолепном дворце! («Эльза и король»)
 КОНКУРС «УЗНАЙ АДРЕСАТА»
Ведущий 2. А сейчас, ребята, угадайте, кто продолжит наше  конкурсное сказочное испытание. Есть у меня волшебный мешок. Сколько разных сказок в нем завалялось!  Но все они перепутались, вот остались только эти волшебные предметы, которые принадлежат очень веселым, радостным, неунывающим героям.
(Каждому игроку вручается один волшебный предмет; они должны определить, кому принадлежат эти странные вещицы). Или, Ребята, я буду называть предметы, а вы должны назвать персонажа, которому принадлежит этот предмет:
1.     мышка, тюльпан, скорлупка грецкого ореха, лепестки розы (Дюймовочка)
2.     зеркало, роза, острый нож  («Снежная королева»)
3.     бусы из ракушек, морской цветок («Русалочка»)
4.     бумажный кораблик, острый нож, рыба (оловянный солдатик)
5.     два зонтика (Оле-Лукойе)
6.     горошина («Принцесса на горошине») 
Ведущий 1. КОНКУРС «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (оловянный солдатик)
2. Главы, какой сказки носят названия дней недели?  (Оле-Лукойе)
3. Как зовут главных героев сказки «Оле – Лукойе»? (Оле-Лукойе и Яльмар)
4.Кто охранял сундук с медью, серебром, золотом в сказке «Огниво» (Собаки)
5. Назовите сказки главными героями, которых являются птицы? (Гадкий утенок; На утином дворе; Дворовый петух и флюгерный; Соловей; Аист)
7.Кем был на самом деле человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»? (принцем)
8.     К кому относятся эти слова автора: «Не беда – появится на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»? (к лебедю «Гадкий утенок»)
9.     В какой сказке герой добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)
10. В какой сказке героиня не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, и что под ними лежало? («Принцесса на горошине»; горошина)
11.   Героиня, какой сказки произносит следующие слова «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы  отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы подняться в небо» («Русалочка»)
Ведущий 2. КОНКУРС «КТО  О КОМ  ГОВОРИТ».
1.     «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, что ей служат люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нее занимать силу, ее сила в ее сердце! (старая финка о Герде)
2.     «Да ведь он голый! - сказал вдруг какой-то ребенок. - Господи боже, послушайте – ка, что говорит младенец! - сказал отец.
- Он голый! Вот ребенок говорит, что он голый!
- Он голый! - закричал весь народ. ( О короле)
3.     «Летите на все четыре стороны и промышляйте сами себе! - сказала она. - Летите большими птицами без голоса.» (Злая королева о братьях Эльзы)
4.     «Он умер, и она осталась вдовой, ходит с черной шерстенной на ножке и сетует на судьбу... (Маленькая разбойница о лесном вороне и ручной вороне. «Снежная королева»)
Ведущий 1. Вот и закончилось наше сегодняшнее сказочное испытание. Мы рады, что вам так близок и хорошо знаком этот удивительный и таинственный мир волшебства и приключений. И если возникали какие-то трудности, то вероятно есть повод обратиться  еще  раз к  творчеству замечательного датского сказочника  Ханса  Кристиана  Андерсена.
Ведущий 2.Мы книгу читаем –она друг надежный!
                    Ответ на вопросы найти в ней мы можем.
                    Страницы листаем совсем осторожно-
                    Любые ответы найти в книге можем!
Ведущий 1.Её не заменят компьютер и видик,
                    Пусть каждый ребенок в ней друга увидит,
                    Ведь чтение книг и наука
                    Нам вовсе нужны не для скуки!
Ведущий 2 Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
                    Полезнее книги нет вещи на свете!
                    Пусть книги друзьями заходят в дома,
                    Читайте  всю жизнь, набирайтесь ума!
Ведущий 1 На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за участие! До новых встреч!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...