Георгиевская ленточка

бабочки

четверг, 10 апреля 2025 г.

Литературно-музыкальный час «Поэзия женской души»

 

К 88-летию со дня рождения русской поэтессы XX века Беллы Ахатовны Ахмадулиной 9 апреля для посетителей Центра общения старшего поколения Социального фонда г. Михайловки сотрудники МЦБСТ Тонконогова Н. В. и Марчукова В. Т. провели литературно-музыкальный час «Поэзия женской души».

Присутствующие не только узнали много интересного из личной жизни талантливой поэтессы, послушали ее замечательные, парящие над землёй стихи, но и насладились удивительными, всеми любимыми музыкальными произведениями на стихи Беллы Ахмадулиной: «А напоследок я скажу…» из кинофильма «Жестокий романс», «По улице моей который год…» из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «О, мой застенчивый герой…» из кинофильма «Служебный роман» и многими другими.


Посетители мероприятия просмотрели видео с записью стихотворений: «Памяти погибших поэтов», «Пришла и говорю», «По улице моей», «Красавицы столетий» в исполнении Б. Ахмадулиной;  отрывок из фильма  В. Шукшина «Живет такой парень», в котором Белла Ахатовна играла роль журналистки. Ведущие и участники мероприятия проникновенно читали стихи: «Февраль – любовь и гнев погоды», «Родина», «Не уделяй мне много времени…», «Я говорю вам: научитесь ждать!», «Всего-то-чтоб была свеча», «Потом я вспомню, что была жива…»  и др.

В завершении встречи участники делились впечатлениями об авторе, его произведениях, а также своими эмоциями и чувствами. 

Традиционным дополнением к встрече стали книжная выставка и видео презентация, посвящённые Белле Ахмадулиной. В презентации показаны фотографии поэтессы разных лет и фото тех людей, кому она посвящала свои стихи.

Трудно пока осознавать, что с уходом из жизни замечательной русской поэтессы ушла целая Эпоха. Но ее стихи и поступки останутся в памяти современников и последующих поколений. В истории русской поэзии Белла Ахмадулина была, есть и будет.


#МЦБСТ #МЦБСТ2025


Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

 

Не проходи весной по лужицам

по следу следа моего.

Я знаю – снова не получится

из этой встречи ничего.

 

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости – из горести

так прямо голову держу.

 

СЦЕНАРИЙ  Поэзия женской души

Ведущий   Я знаю истину простую:

любить — вот верный путь к тому,

чтоб человечество вплотную

приблизить к сердцу и уму.

Ведущий: Это удивительно, но чем дальше от нас эпоха СССР, тем чаще хочется ее вспоминать и, особенно шестидесятые, с их невероятным интересом к слову, в первую очередь, поэтическому. 60-е годы для советской поэзии - время расцвета. Впервые после Серебряного века настала эпоха ее небывалой популярности: литературные альманахи выходят в каждом областном городе, сборники стихов печатаются огромными тиражами. Тысячи людей собираются, чтобы послушать стихи  в музеях и у памятников писателям. Конечно, такой всплеск популярности поэзии случился, в первую очередь, потому, что в литературу вступило новое поколение молодых поэтов ЕвтушенкоВознесенскийРождественскийМорицМатвеева, всех не перечислить. И, конечно, Белла Ахмадулина.

Слайд 1Ахмадулина

Ведущий 10 апреля 2025 года ей исполнилось бы 88 лет со Дня рождения. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина – всемирно известная лирическая поэтесса, переводчица советского времени с неординарной судьбой, тонко чувствующей душой и неколебимо честной гражданской позицией. Еѐ стихи особые, с каким-то неуловимым ароматом загадочности, грусти и глубины, которые можно лишь почувствовать, так и не поняв, что это было. Но ведь было!.. Еѐ стихами зачитывались люди всех возрастов. Даже не зная еѐ имени, люди слушали их с замиранием сердца.

«Сокровищем русской поэзии» назвал Беллу Ахмадулину поэт Иосиф Бродский. Её творчество стало одним из самых ярких     и значительных явлений в русской словесности второй половины прошлого  столетия. Было оценено не только на родине, но и во многих других странах.

Давайте сегодня поговорим об этом удивительном человеке, о ее творчестве и вспомним произведения Ахмадулиной, ставшие песнями и романсами. Еѐ стихами зачитывались люди всех возрастов. Даже не зная еѐ имени, люди слушали их с замиранием сердца.

10 апреля 2025 года ей исполнилось бы красивая дата - 88 лет со дня рождения.

Ведущий: Пришла и говорю: как нынешнему снегу

легко лететь с небес в угоду февралю,

так мне в угоду вам легко взойти на сцену.

Не верьте мне, когда я это говорю.

Ведущий: Она взошла на сцену русской словесности очень рано, юной девушкой, и никогда не имела соперниц. Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский говорил о Белле Ахмадулиной: «…Её стихотворения отличимы от чьих бы то ни было мгновенно. Лучшее, чем обладает каждая нация, это её язык. Лучшее в каждом языке, конечно же, созданная на нем литература. И лучшее в любой литературе – поэзия. Из этого следует, что хороший поэт является сокровищем нации. Тем более, если такой поэт женщина…»

Ведущий: Говорят, что поэту необходимы учителя. Белла Ахмадуллина признавала своими наставниками в поэзии Пастернака и Мандельштама, Ахматову, Блока, и конечно, - Пушкина.

Поэт Иосиф Бродский считал, что никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии. Потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Ахмадулина открыто признается в почти парализующем для нее очаровании этих двоих и присягает им на верность.

 

Ведущий : Родилась Белла Ахмадулина 10 апреля 1937 в Москве. Экзотическая внешность Ахмадулиной связана с необычным сочетанием крови, поскольку в ее роду были русские, итальянцы и татары. Её родители были, что называется, “не из простых”: отец, татарин по национальности, занимал пост замминистра, а мать, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Поскольку родители девочки были очень занятыми людьми, её воспитанием занималась родная бабушка. Её необычное имя – следствие увлечения ее матери, переводчицы по профессии, Испанией. Гордое королевское имя Изабелла казалось ей воплощением всего испанского. Повзрослев, девочка отказалась от испанско - королевского следа: она избавилась от «Изы», оставив себе только «Беллу»: Белла, Белочка, Белка…

 

Ведущий : Одно из самых ярких впечатлений детства Беллы – война, впрочем, не пожары и взрывы, а эвакуация, дорога с бесконечной чередой станций, лиц и вагонов в Казань, где родился ее отец и жила вторая бабушка. А еще - чувство вины за неумение говорить на татарском языке. Девочка, не отличавшаяся крепким здоровьем, едва не умерла тогда от голода и спас ее только приезд матери в 1944 году. К счастью, закончилась эвакуация и вернулась московская жизнь. А татарский язык Белла Ахатовна так и не выучила, хотя очень этим огорчалась…

Ведущий : Девочка долго не говорила, словно ни с кем не хотела разговаривать. А потом расцвели тюльпаны, и она сказала первую внятную фразу: "Я такого не видела никогда". В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Божественный дар, данный Белле Ахатовне от Бога, разглядела бабушка, которая читала ей Пушкина и Гоголя, приобщая тем самым к красивому русскому слову, развивая вкус и душу. Крепкая, по - восточному пухлолицая девочка с длинной косой – старшеклассница 50-х годов. Прилежная посетительница литературной студии и драмкружка в Доме пионеров. Она начала писать стихи еще в школе, как старшеклассницы пишут дневники.

Ведущий: Раннее детство Ахмадулиной совпало со второй мировой войной, её юность – с послевоенными лишениями… и она начала писать стихи. еще в школе, в начале пятидесятых. Белла быстро созревала и совершенно без вреда для себя прошла через Литинститут имени Горького, превращающий соловьев в попугаев», - так с иронией писал Иосиф Бродский. Её студенческие годы пришлись на период «хрущевской оттепели». Публикации в «толстых» журналах, выступления на поэтических вечерах, жаркие споры и дискуссии в аудиториях и общежитиях, а главное – стихи, непривычные, волнующие, - делают её имя известным за стенами института.

Ведущий: Впервые подпись «Белла Ахмадулина» под печатным текстом появилась 12 сентября 1954 г. Дебютной публикацией автора стала небольшая заметка «Метростроевцы учатся» в многотиражке «Метростроевец». Вчерашняя школьница начала работать внештатным корреспондентом этой газеты.

А путевку в поэтическую жизнь юной Белле дал известный поэт Евгений Винокуров.

Фото Ахмадулина и Винокуров

В конце 1954 г. Ахмадулина начала заниматься в литературном объединении при Автозаводе им. Лихачёва (тогда он ещё носил имя Сталина), которое возглавлял Винокуров.

Ведущий Героями стихотворений   Ахмадулиной становились русские поэты - от Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой до современников – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко  и  Булата  Окуджавы. 

 

В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». Занималась журналистикой, писала очерки. С самого начала стихи Беллы Ахмадулиной были энергичны и сверкали, как фехтовальная рапира. Ее чарующая манера чтения делала их непобедимо – обаятельными. Она любила придать стихам томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи. Это особенно впечатляло в авторском исполнении, когда слышались не столько слова, сколько музыка стиха.

(Стихотворение «Дуэль». Видеоролик)

Ведущий : Белла Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не хлопотала об издании своих книг. Она никогда не переступала порога редакции, считая, что «вести» ее стихи должна сама судьба. Ее поэтический талант был оценен, но по-разному: и хвалили, и язвили.

Ведущий :  Цветы росли в оранжерее.

Их охраняли потолки.

Их корни сытые жирели

и были лепестки тонки.

Им подсыпали горький калий

и множество других солей,

чтоб глаз анютин желто-карий

смотрел круглей и веселей.

Цветы росли в оранжерее.

Им дали света и земли

не потому, что их жалели

или надолго берегли.

Их дарят празднично на память,

но мне — мне страшно их судьбы,

ведь никогда им так не пахнуть,

как это делают сады.

Им на губах не оставаться,

им не раскачивать шмеля,

им никогда не догадаться,

что значит мокрая земля.

 

Фото Ахмадулина

Ведущий: Каким же все-таки невероятным талантом нужно было обладать этой девочке с инопланетными глазами, чтобы  в самом начале своей поэтической карьеры поражать даже маститых поэтов! В 1956 г. Белла Ахмадулина  решила поступать в Литературный институт им. Горького. Для участия в творческом конкурсе абитуриентка представила 12 стихотворений. Реакция рецензента - маститого поэта Ильи Сельвинского - оказалась более чем восторженной: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!». И, конечно, ее приняли. В отличие от журфака МГУ, потому что там Белла провалилась на вступительных экзаменах, не зная ответа на вопрос о газете «Правда», которую никогда не читала.

Ведущий  Было ли поступление в ВУЗ такой уж удачей? Сложно сказать, ведь однажды Белла Ахатовна напишет о своих студенческих годах: «Литературный институт научил меня тому, как не надо писать и как не надо жить».

В 1959 году у Ахмадулиной были все шансы остаться без диплома: ее исключили с 4-го курса. Формально - за неуспеваемость по ключевому для советского вуза предмету «Диалектический материализм». Однажды Белла перепутала и назвала диамат диабетом. Естественно, педагог посчитал эту оговорку проявлением цинизма. Профессор, впрочем, готов был поставить спасительную «тройку», но на его реплику: «Если бы вы хоть неделю занимались перед экзаменами, я уверен, что у вас были бы и то лучше успехи» - она тут же ответила: «Если бы я неделю занималась марксизмом-ленинизмом, то мой портрет висел бы между этими двумя…». В аудитории, как и положено, висели портреты основателей марксизма-ленинизма.

Ведущий И все же, диалектический материализм не был истинной причиной отчисления Ахмадулиной из института. 23 октября 1958 года было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на западе роман «Доктор Живаго». Это было сигналом к началу травли поэта. Студенты литературного института были обязаны присоединиться к «всенародному осуждению». Но как могла Белла предать обожаемого поэта? За отказ отречься от Пастернака Ахмадулину в апреле 1959 года исключили из института, над ней глумились, угрожали арестом.

 

Ведущий В тот трудный год Белле помог главный редактор «Литературной газеты» Сергей Смирнов,

 

Фото смирнов и ахмадулина

 

предложивший ей стать внештатным корреспондентом «Литературной газеты Сибирь» в Иркутске. Он же помог восстановиться Белле Ахмадулиной в институте, остро поставив вопрос в Союзе Писателей о поддержке молодых талантов. Восстановили Беллу на четвертый курс, тот самый, с которого исключили. В октябре она вернулась в институт и 14 апреля 1960 года на «отлично» защитила дипломную работу «Стихи и переводы». Белла Ахмадулина окончила Литературный институт с красным дипломом.

Ведущий: Вскоре после окончания института она выпустила свой первый сборник «Струна». Вообще,  ее книги имели вопиюще несоветские названия: «Озноб», «Свеча», «Метель», «Тайна». А тогда, оценивая ее дебют, поэт Павел Антокольский написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!». Ее выступления собирали полные залы, площади, стадионы.

 

Фото зал

 

Она была настоящей королевой московской богемы, .на ее выступления было трудно попасть.

Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность, её царственная осанка, манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.

 

Ведущий  Я говорю вам: научитесь ждать!
Еще не все! Всему дано продлиться!
Безмерных продолжений благодать
не зря вам обещает бред провидца:
возобновит движение рука,
затеявшая добрый жест привета,
и мысль, невнятно тлевшая века,
все ж вычислит простую суть предмета,
смех округлит улыбку слабых уст,
отчаянье взлелеет тень надежды,
и бесполезной выгоды искусств
возжаждет одичалый ум невежды...
Лишь истина окажется права,
в сердцах людей взойдет ее свеченье,
и обретут воскресшие слова
поступков драгоценное значенье.

 

Ведущий : В ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию. Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Эти стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: творчеству, природе и любви


Ведущий   Вот девочки — им хочется любви.
Вот мальчики — им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,
так ищешь ты к себе расположенья,
так ты бываешь щедр на одолженья,
к амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,
приблизишь ты любое отдаленье,
безумному даруешь просветленье
и исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь — медлю я с ответом,
и свет гашу, и в комнате темно.                       «Апрель» 1960

 

Ведущий : В самом начале пути, от ее стихов исходило ощущение сложившейся взрослости. Белла же признавалась: "Сама по себе я немного стою. Я – старый глагол в современной обложке". Она предпочитала говорить не "лоб", а "чело", не "лодка", а "челн", не "восемнадцать", а "осьмнадцать", не"друзья", а "други"…

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

и современнее и резче.

На столе ее, конечно же, не банальная электрическая лампа, а старомодная восковая свеча. Здесь звонят к обедне, читают старые книги, с изысканной вежливостью ухаживают за дамами.

Ведущий     Всего – то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

 

И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще, способом старинным,

и сталактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так часто губы холодит.                     

 

Ведущий: Поэзию Беллы Ахмадулиной в литературоведении справедливо характеризуют как интеллектуальную поэзию. Она вбирает в себя время, пространство, историю, судьбы. Прошлое, настоящее, грядущее в ее поэзии тесно переплетены, рождают единое человеческое время, и человек причастен ко всему, он – звено в бесконечной цепи культуры. Отличительной особенностью поэтического языка Беллы Ахмадулиной являются изящество, музыкальность, изысканность, выразительность. Её поэзия исповедальна, это лирический дневник. Многие ее стихотворения – это маленькие поэмы, со своим сюжетом.

Песня «Любовь - волшебная страна» видео 2.49

Ведущий : В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания, и чувство прекрасной сообразности.

Казалось бы неразделенная любовь - традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней, сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь. Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.

 

Ведущий      Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

 

Не проходи весной по лужицам,

по следу следа моего.

Я знаю - снова не получится

из этой встречи ничего.

 

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости - из горести

так прямо голову держу.

 

Ведущий : Тонкость – вот основное качество стихов Ахмадулиной. Огромную роль в её стихах играет культура. Недаром так много стихотворений посвящено Цветаевой, Ахматовой, Пастернаку, Мандельштаму. Поэтесса так тяжело и горько переживает трагические моменты их судьбы, что ей бывает обидно слышать досужие рассуждения о них.

 

Ведущий     Я пред бумагой не робею

и опишу одну из сред,

когда меня позвал к обеду

сосед-литературовед.

Он был настолько выше быта

и так воспитан и умен,

что обошла его обида

былых и нынешних времен.

Он обещал мне, что наука,

известная его уму, откроет мне,

какая мука угодна сердцу моему.

С улыбкой грусти и привета

открыла дверь в тепло и свет

жена литературоведа,

сама литературовед.

Пока с меня пальто снимала

их просвещенная семья,

ждала я знака и сигнала,

чтобы понять, причем здесь я.

Но, размышляя мимолетно,

я поняла мою вину:

что ж за обед без рифмоплета

и мебели под старину?

Все так и было: стол накрытый

дышал свечами, цвел паркет,

и чужеземец именитый

молчал, покуривая Кент.

Литературой мы дышали,

пока хозяин вел нас в зал

и говорил о Мандельштаме,

Цветаеву он также знал.

Он оценил их одаренность,

и, некрасива, но умна,

познанья тяжкую огромность

делила с ним его жена.

Я думала: "Господь вседобрый!

Прости мне разум, полный тьмы,

вели, чтобы соблазн съедобный

отвлек их мысли и умы.

Скажи им, что пора обедать,

вели им хоть на час забыть

о том, чем им так сладко ведать,

о том, чем мне так страшно быть.

Придвинув спину к их камину,

пока не пробил час поэм,

за Мандельштама и Марину

я отогреюсь и поем…

 

Ведущий : Но вела себя Белла очень дерзко. Уже тогда, в начале 60-х, самое первое и самое сильное впечатление о ней, что она – уже такая взрослая! У неё была своя квартира, она водила автомобиль и гуляла с породистой собакой.

Фото модная ахмадулина

 И от ее стихов исходило ощущение сложившейся взрослости. Она лихо ездила на автомобиле (а женщина за рулем в то время была исключительной редкостью). Она не была похожа на остальных советских девушек и выглядела даже не иностранкой, а каким-то эльфом, случайно прилетевшим на нашу планету. Она носила шляпки с вуалетками, носила яркие брюки (такая одежда на девушке тогда считалась неслыханно вызывающей), рисовала на щеке мушку, любила узкие юбки, красила свои темные волосы в ослепительно рыжий цвет и обожала своих друзей.

 

Фото Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский,  Евгений Евтушенко и Булат Окуджава с Ахмадулиной

 

Ведущий: Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава – вот поэтическое братство Беллы Ахмадулиной. Они все только что вышли на сцену, в прямом смысле слова.

Фото залы

Ведущий: Залы, где они читали свои стихи – Политехнический, стадион в Лужниках, - переполнены. Люди висят, где только можно, как виноградные гроздья.

Публика, молодая и немолодая, рвется слушать новых, талантливых, дерзких. Это трудно себе представить сегодня, но поэзия царила в обществе.

 И царила – Белла…, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой.

 

????Вставить стих в ее исполнении Пришла и говорю 2.34

Ведущий: Творчество для Ахмадулиной — и “казнь”, и “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки”, вера в слово и верность ему, в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства.

 

Ведущий: В своих стихах она хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться.

 

Фрагмент из к/ф “Служебный роман”. Светлана Немоляева читает стихотворение Б.Ахмадулиной “О, мой застенчивый герой” 2.15

 

Ведущий : Искренно стесняясь известности, она внушала читателям: «Это я, человек невеличка…». У нее была нормальная жизнь, состоящая из замужеств, разводов, дружб, потерь, поездок.

В первый раз Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко.

 

Фото Евтушенко и Ахмадулина

 

Они поженились в 1957 году. Ей было 20 лет, а Евтушенко 25. Свою Беллу он называл «бельчонком». Вокруг нее всегда толпилось сонмы поклонников, которые задаривали ее цветами, а он сердито скармливал букеты соседской козе.

Ведущий Но история их отношений, сила их переживаний породила несколько прекрасных стихотворений. Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее "бахчисарайские глаза". Однажды он написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!".

(Звучит песня на стихи Е.Евтушенко «Со мною вот что происходит»).

Фото Ахмадулиной и Евтушенко

Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Евтушенко первым в Москве начал носить модный нейлоновый костюм. Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными.

Ведущий Идиллия разбилась о реальность – довольно скоро выяснилось, что Евгению предстоит стать молодым отцом, и он банально  испугался – ответственности, того, что потеряет свою творческую свободу. Он заставил Беллу избавиться от ребенка, и это стало началом конца. Их брак продлился три года и закончился.

Через два месяца тоски и отчаяния Евтушенко попытался повернуть время вспять и примчался к Белле ночью, захватив с собой шампанское и ананас. Но дверь Белла не открыла. Что переживала она в тот момент, остается лишь догадываться.

Ведущий :  В 1984 году на советские экраны вышла мелодрама «Жестокий романс», которую Эльдар Рязанов снял по мотивам знаменитой пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Изначально фильм подвергся жёсткой критике. Режиссёра обвиняли в глумлении над шедевром русской литературы, опошлении героев.
Музыка к фильму также вызвала недоумение у критиков. Они посчитали, что произведениям поэтов двадцатого века не место в экранизации пьесы о девятнадцатом столетии. Одной из этих композиций стал романс «А напоследок я скажу», написанный на стихотворение «Прощание» Беллы Ахмадулиной.

Фрагмент из х/ф «Жестокий романс». Прощание. 2.32 певица Валентина Пономарёва


Ведущий Согласитесь, очень похоже, что эти строки предназначались Евгению Евтушенко. Это прощание с бывшим возлюбленным, по вине которого разрушились их отношения.

Позже Евтушенко говорил: Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла – она перестала быть…

Ведущий У Беллы всегда было много поклонников, и она всю жизнь была в поисках женского счастья. После недолгого романа с Вознесенским в жизни Беллы появился писатель Юрий Нагибин.

 

Фото Нагибин и Белла

 

 

Они были очень разными. Белла - чересчур импульсивная, чувственная. Юрий, наоборот, невероятно дисциплинированный, скрупулезный, педант во всем. И эта разность характеров постепенно отдаляла их друг от друга. Белла попыталась спасти их брак и решилась на важный шаг: удочерила девочку Аню. Но это было ошибкой, новоиспеченные родители так и не стали семьей. Последовал развод. Девочку на воспитание Белла оставила у своей мамы.

Песня я думала что ты мой враг 2.30

 

Фото Кулиев Эльдар и Белла

 

Ведущий Брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдаром, самый загадочный в биографии Ахмадулиной. Эльдару было чуть за 20, ей – под сорок. Он помог ей пережить депрессию, выкарабкаться из настоящего ада, и она была ему бесконечно за это благодарна. Но вскоре после рождения дочери молодой муж охладел к Белле. И первая поэтесса Оттепели снова осталась одна.

 

Ведущий    Она цеплялась за любовь,

Как за последнюю надежду,

Что омолаживает кровь

И носит светлые одежды.

 

Она цеплялась за любовь,

Она счастливой быть хотела,

Пусть не хозяйкой, пусть рабой

Чужой души, чужого тела

 

Она цеплялась за любовь

Уже стареющей рукою.

Любовь, надменно хмуря бровь,

Китайский чай пила с другою.

 

Да...дура ты, любовь!

Не так живешь, не тех целуешь, -

Тебя как чудо ждут, а ты

Уже балованных балуешь!

 

Ой, дура! Дура ты, любовь!

Вот так умрешь, не зная Рая.

И правда - умерла любовь, -

Любовь ведь тоже умирает.                                  Белла Ахмадулина

 

Ведущий Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о Пушкине и Лермонтове. Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

 

Ведущий Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре.

 

 

Ведущий Она много переводила грузинских, армянских, польских поэтов, венгерских, болгарских, итальянских и французских. Ее стихи, в свою очередь, переводили на все европейские языки. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов».

Она была известна, авторитетна и любима публикой. Но, несмотря на все заслуги, когда в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб»???, у поэтессы отняли право голоса.

 

Фото Ахмадулиной

 

Ведущий : Белла Ахмадулина долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе. Союз писателей СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

Эта хрупкая и нежная женщина никогда не шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения. «Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей». Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны.

Ведущий Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава.

«Песенка о ночной Москве» (второе название — «Надежды маленький оркестрик») — Окуджава

А другой известный поэт Андрей Вознесенский писал о ней  в стихотворении:

 

Нас много. Нас может быть четверо.

Несёмся в машине как черти.

Оранжеволоса шоферша.

И куртка по локоть  для форса.

 Ах, Белка, лихач катастрофный,

нездешняя ангел на вид,

хорош твой фарфоровый профиль,

как белая лампа горит!

 

 В аду в сковородки долдонят

и вышлют к воротам патруль,

когда на предельном спидометре

ты куришь, отбросивши руль.

 Люблю, когда выжав педаль,

хрустально, как тексты в хорале,

ты скажешь: «Какая печаль!

права у меня отобрали...

Не порть себе, Белочка, печень.

Сержант нас, конечно, мудрей,

но нет твоей скорости певчей

в коробке его скоростей.

 

Обязанности поэта

не знать километроминут,

брать звуки со скоростью света,

как ангелы в небе поют.

Жми, Белка, божественный кореш!

И пусть не собрать нам костей.

Да здравствует певчая скорость,

убийственнейшая из скоростей

 

Говорят, что поэту необходимы учителя. Белла Ахмадуллина признавала своими наставниками в поэзии Пастернака и Мандельштама, Ахматову, Блока, и конечно, - Пушкина.

Поэт Иосиф Бродский считал, что никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии. Потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Ахмадулина открыто признается в почти парализующем для нее очаровании этих двоих и присягает им на верность

Ведущий : В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала преводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда это было невозможно в России.

Ведущий   Сны о Грузии — вот радость!
И под утро так чиста
виноградовая сладость,
осенившая уста.
Ни о чем я не жалею,
ничего я не хочу —
в золотом Свети-Цховели
ставлю бедную свечу.
малым камушкам во Мцхета
воздаю хвалу и честь.
Господи, пусть будет это
вечно так, как ныне есть.
Пусть всегда мне будут в новость
и колдуют надо мной
родины родной суровость,
нежность родины чужой.

Ведущий : Санкции против нее были "тихими": перестали печатать и запретили ее выступления. Так начался тот горький год?????

И продолжился – разлукой с друзьями: уехали Войнович, Аксенов, умер Высоцкий…

Ведущий : Умерла и Надежда Мандельштам,

Фото ахмадулиной и Надежда Мандельштам

 

последние годы которой были связаны с дружеским участием Беллы. Тогда казалось, что все кончено. И не было сил встречать Новый год.

Ведущий Ахмадулина трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении  « По улице моей…», написанном в 1969 году, Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидает ее.

 

Звучит романс М.Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной « По улице моей…» 2.40

Фото таруса

Ведущий : Судьба предложила Тарусу. Жилье она сняла на улице, где прежде находилось кладбище, на котором хотела быть похоронена Цветаева. Это повлияло спасительно. Именно в Тарусе, под сильнейшим ощущением как бы присутствия Марины Ивановны, у Ахмадуллиной возникает поэтический образ сада: символ цветения, чистоты и, наконец, награды. Январским утром 90-го года Ахмадулину пригласили в Кремль для вручения Государственной премии СССР за книгу стихов "Сад".

Фото награда

Ведущий : Февраль – любовь и гнев погоды.

И, странно воссияв окрест,

Великим севером природы

Очнулась скудность дачных мест.

И улица в четыре дома,

Открыв длину и ширину,

Берет себе непринужденно

Весь снег вселенной, всю луну.

 

Как сильно вьюжит! Не иначе –

Метель посвящена тому,

Кто эти дерева и дачи

Так близко принимал к уму.

Ручья невзрачное теченье,

Сосну, понурившую ствол,

В иное он вовлек значенье

И в драгоценность произвел.

(Просмотр видеоролика «Не исчезай»).

Чем отличаюсь я от женщины с цветком,
от девочки, которая смеется,
которая играет перстеньком,
а перстенек ей в руки не дается?

Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.

Как я жалею взгляд ее надменный,
и я боюсь, боюсь ее спугнуть,
когда она над пепельницей медной
склоняется, чтоб пепел отряхнуть.

О, Господи, как я ее жалею,
плечо ее, понурое плечо,
и беленькую тоненькую шею,
которой так под мехом горячо!

И я боюсь, что вдруг она заплачет,
что губы ее страшно закричат,
что руки в рукава она запрячет
и бусинки по полу застучат...

Ведущий: От стихов Беллы Ахмадулиной остается впечатление, что они сами выпархивают из ее уст, как только она их приоткрывает.

Ведущий 2: Тот, кому хоть раз посчастливилось слышать, как Белла Ахмадулина читает стихи, не могли забыть ее особую манеру чтения. Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием. “У нее была необыкновенная осанка, необычный голос. Все это завораживало многочисленных поклонников ее таланта и красоты. И я был среди них. В 1956 году, будучи плотником на стройке, я специально приходил в Литинститут, чтобы послушать и посмотреть на Ахмадулину”, - признавался писатель Войнович.

Ведущий: В ее стихах слышали и слова, и музыку, и  голос. “Я слышала не чтение, а пение, это был какой-то особый вид пения и как бы стоял, не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет” - из воспоминаний зрителей.

А может видео красавицы столетий

 

Ведущий : Довелось Белле Ахмадулиной испытать на себе и профессию актрисы. В 1964 году,  фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» ей досталась автобиографическая роль журналистки из Ленинграда. Ей и играть-то особенно не пришлось – Шукшин с большим уважением относился к Ахмадулиной и поэтому не стал ей даже никаких советов давать. Просто попросил войти в кадр и сказать свой текст. Фильм получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году.

Фрагмент из фильма «Живет такой парень»5.03

А в 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт», где за кадром Ахмадулина читала собственные стихи. «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Ведущий : После опыта съемок в кино, больше Ахмадулина на экране как актриса не появлялась. Зато сочинила несколько фильмов – ленты “Чистые пруды”, “Стюардесса”, “Времена года” сняты по ее сценариям.

 

Ведущий : Она одаривала потомков бессмертными строками и шла дальше, своими особыми тропами.

Борис Мессерер и Белла

В  1974 году судьба подарит ей фантастическую встречу - однажды она выйдет во двор погулять с собакой и встретит мужчину, с которым останется на много, много лет. Последний муж Беллы Ахмадулиной, скульптор и театральный художник Борис Мессерер. В это невозможно поверить, но когда Борис познакомился с Беллой, он даже не знал, что она поэтесса, и не слышал ее стихотворений, ни одного. Зато именно благодаря ему сохранилось все то, что могло быть потеряно безвозвратно. Ахмадулина всегда все раздавала - вещи, стихи. Борис Мессерер, в какой-то момент понял, что если не будет собирать эти салфетки, клочки бумаги с ее стихами - они просто рассеются! Через время эти «сборы салфеток» вылились в четырехтомник стихотворений Ахмадулиной!

 

«Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь»,—признавалась Белла Ахатовна. Это стал последний и самый продолжительный брак поэтессы, они прожили вместе более 35 лет.

Видео стих чит. Сама Может сюда семья и быт

Фото бродский и ахмадулина

Ведущий Иосиф Бродский в своем вступительном слове на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной в США в 1987 году сказал: «…Белла Ахмадулина – поэт гораздо более высокой  личностный и стилистической чистоты, нежели большинство… ее современников… Всем вам предстоит замечательный вечер. Вы собирались здесь, чтобы услышать лучшее в русском языке – Беллу Ахмадулину».

Ведущий Писатель Андрей Битов (в статье  « Поэзия, явленная в одном лице…»), подчеркивая особое место, которое занимает поэзия Беллы Ахмадулиной, писал: « … Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова – лирические герои поэзии Беллы. Страна, переполненная ее слушателям и читателям, напоминает зал. Слушает, не дышит, недопонимает, завороженная  музыкой, но воспринимает как наследницу. Вот эффект лирики! Всегда для самого узкого круга – для одного тебя… и масса внимает как один человек. И пока есть человек, через которого так проходит слово, и пока  в нас, в каждом и во всех,  не пропала способность  ему  внимать, жива  поэзия, жив  и человек…».        

Ведущий Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре(1988). В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века»,
в которой ей посвящена одна из глав.

Ведущий : Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссе... Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира.

ВЕдущий: Ахмадулина - Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), Премии Президента Российской Федерации (1999), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2004) и Государственной премии СССР (1989).

По данным СМИ, была представлена в 1998 и 2010 годах на соискание Нобелевской премии в области литературы[4][5].

 

Б. Ахмадулина - лауреат Государственной премии СССР (1989),     Президентской премии России (1998), независимой премии "Триумф" (1993),     международной поэтической премии "Носсиде" (Италия, 1992), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии "Брианца" (Италия, 1998).

а.

 

Ведущий :  Ахмадулина, вольный человек, в конце концов получила и государственное признание. Она — лауреат Государственной премии, награждена орденом Дружбы народов, орденом “За заслуги перед Отечеством”.

Фото

В последней книге Беллы Ахмадулиной «Путник» - есть строки, посвященные мужу:

Еще жива, еще любима,

всё это мне сейчас дано,

а кажется, что это было

и кончилось давным-давно…

Ведущий: В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе…

Фото Беллы

Звучит песня на стихи Б. Ахмадулиной “Болезнь” в исполнении Инны Мень.

 Болезнь песня 2.33

 

Ведущий : 29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина умерла на своей даче в Переделкино. Это известие потрясло многих, большинство поклонников поэтессы даже не успели с ней проститься, а её уже похоронили в тот же день, на Новодевичьем кладбище Москвы, скромно и тихо, без пафоса и громких речей. Скорее всего, такова была последняя воля этой хрупкой, но твёрдой, как сталь, женщины.

Ведущий : Прекрасная дама, очень верно названная кем-то уцелевшей жемчужиной Серебряного века, ушла… Но в записях остался ее голос. В книгах, тридцати трех сборниках – стихи. И поколения почитателей, завороженных певучей поэзией Ахмадулиной.

Ведущий : Трудно пока осознавать, что с уходом из жизни замечательной русской поэтессы ушла целая Эпоха. Но ее стихи и поступки останутся в памяти современников и последующих поколений. В истории русской поэзии Белла Ахмадулина была, есть и будет.

 

Фото Ахмадулиной

 

Ведущий :  Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед

Печально улыбнувшись, вдруг шагнула

В ноябрь, в осенний мокрый снег,

В безмолвие и строгость караула.

 В том карауле все твои друзья,

Они при деле, и при строгой стати

Стоят они, расправив для тебя

Забытое голубенькое платье.

А позади осталось меньшинство,

С характером крутым тоска и холод,

Логичный ход часов и естество,

Твое окно, и голос твой и город.

Осталась мудрость, слезы и печаль,

На книжных полках страсти силуэты

Так ветер нежность с горечью венчал

Так уходили в караул поэты.                        / Мирхат Шарипжанов/

 

Ведущий После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

Фото памятник


Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрьский, осенний мокрый снег,

 

Вед





Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...