У
библиотеки и театра очень много общего! Оба они
учреждения КУЛЬТУРЫ. Основа их фундамента – литература (романы, сказки,
пьесы, либретто и т.д.). И как не странно, но чаще туда ходят «для удовольствия». Год театра
располагает к театрализации всей библиотечной работы с читателями – выставки
как декорации, мероприятия как спектакли…
Сегодня
библиотека становится местом, где вокруг книги разворачиваются самые разные
события. Библиотека должна не просто предлагать книги, а готовить к чтению,
обещать нечто интересное через чтение. В том числе и с помощью особым образом
устроенной предметной среды, которая «за- пускает» механизмы восприятия. Иными
словами, нужно пытаться создавать в библиотеке пространства сродни театральным
декорациям, рождающим ожидание чего-то необычного. Общение вокруг книги и
текста не может быть скучным, должно задевать душу, иметь отклик.
Немного советов по оформлению выставок, подбору литературы и вспоминаем Правила поведения в театре
Художественные произведения о театре
Оформляя выставки к
году театра, можно использовать не только литературу из 85 раздела ББК (85.33 –
Театр), но и художественные книги, где, так или иначе, говорится о театре,
артистах, спектаклях. Это детективы, классика, современники, стихи и проза.
Для взрослых читателей
Акунин,
Борис. Весь мир театр
Александрова,
Наталья. Дневник летучей мыши
Булгаков,
Михаил. Жизнь господина де Мольера
Булгаков,
Михаил. Театральный роман
Готье, Теофиль. Капитан Фракасс
Гюго,
Виктор. Человек, который смеется
Джером,
К. Джером. Артисты и поклонники
Драйзер,
Теодор. Сестра Керри
Леру,
Гастон. Призрак оперы
Марш,
Найо. Последний занавес
Моэм, Сомерсет. Театр
Островский,
Александр. Таланты и поклонники
Радзинский,
Эдвард. Театр времен Нерона и Сенеки.
Романова, Александра. Кукольник
Рубина,
Дина. Синдром Петрушки
Сабатини,
Рафаэль. Скарамуш
Санд,
Жорж. Консуэло
Устинова,
Татьяна. Шекспир мне друг, но истина дороже
Филатов,
Леонид. Сукины дети
Франс,
Анатоль. Театральная история
Харрис,
Джоанн. Блаженные
Для детей
Андерсен,
Ганс Христиан. В детской (сказка)
Барто,
Агния. В театре (стихотворение)
Берестов,
Валентин. В кукольном театре (цикл стихотворений)
Бонд,
Майкл. Паддингтон в театре (из книг о Медвежонке по имени Паддингтон)
Дурова,
Наталия. Театр зверей дедушки
Дурова
Коллоди, Карло. Приключения Пиноккио
Маршак,
Самуил. В театре для детей (стихотворение)
Носов,
Николай. Незнайка в Солнечном городе (глава «В театре») Паустовский,
Константин. Растрепанный воробей
Толстой, Алексей. Золотой ключик, или
Приключения Буратино
Катаев,
Валентин. Театр (рассказ)
Янссон,
Туве. Опасное лето
Стихи
Алигер,
Маргарита. За кулисами
Антокольский,
Павел. Владимиру Рецептеру
Апухтин,
Алексей. Мы на сцене играли с тобой
Ахмадулина,
Белла. О, мой застенчивый герой...
Ахмадулина,
Белла. Стихотворения чудный театр
Ахмадулина,
Белла. Театр
Багрицкий,
Эдуард. Театр
Бальмонт,
Константин. Кукольный театр
Блок,
Александр. Балаганчик
Блок, Александр. В час, когда пьянеют нарциссы
Блок,
Александр. Я был смущенный и веселый...
Блок,
Александр. Сердитый взор бесцветных глаз
Брюсов,
Валерий. Максиму Горькому в июле 1917 года
Вейцман, Марк. Спектакль
Вертинский,
Александр. За кулисами
Высоцкий,
Владимир. К 15-летию Театра на Таганке
Высоцкий,
Владимир. Мой Гамлет
Высоцкий,
Владимир. Олегу Ефремову
Вяземский,
Петр. Наш свет — театр
Гумилев,
Николай. Театр
Евтушенко,
Евгений. О публике
Кудряшева,
Аля. Театр-весна
Кузмин,
Михаил. В театре
Мандельштам,
Осип. Где связанный и пригвожденный стон?..
Мандельштам,
Осип. Есть ценностей незыблемая скала
Мандельштам,
Осип. Чуть мерцает призрачная сцена...
Маяковский,
Владимир. Театры
Пастернак,
Борис. Гамлет
Ряшенцев,
Юрий. Баллада об артисте Конькове
Ряшенцев,
Юрий. Оперетта
Самойлов,
Давид. С эстрады
Самойлов,
Давид. Финал
Северянин,
Игорь. Нерон
Случевский,
Константин. В театре
Тарковский,
Арсений. Актер
Тукай,
Габдулла. Театр
Филатов,
Леонид. Кукольный театр
Хармс.
Даниил. Театр
Шекспир,
Уильям. Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»
Юдина,
Галина. Театр
Правила поведения в театре
Так сложилось, что
театральный этикет во многом повторяет правила официальных торжеств и приёмов,
поэтому у него есть много условностей и ограничений. К сожалению, сейчас нужно
говорить о том, как вести себя в театре и с детьми, и со взрослыми. Тактично,
но настойчиво следует напоминать взрослым о том, что:
1. Отправляясь в театр,
следует позаботиться о своём гарде- робе. В XXI веке женщинам уже не нужно
надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует
специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более
празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и
галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не
переусердствуйте – лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо. Дамам следует
запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи – дурной
тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В
зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать
головокружение или даже аллергическую реакцию.
2. Правила хорошего
тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты
контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед
женщиной дверь. По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно.
Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в
гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.
3. Как известно, театр начинается с вешалки. В
гардеробе муж- чина должен помочь спутнице снять пальто и только потом
раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не
носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Помните, что
разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед
представлением – бестактно. Если нуж- но что-то поправить, приведите себя в
порядок в туалетной комнате.
4. В зрительный зал мужчина входит первым, он
же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К
своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за
беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами
достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то
надо встать и пропустить про- ходящего). Первым между рядами всегда проходит
мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина
останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.
5. Занимайте свои места в зале не позже
третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее,
чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены
не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом
не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.
6. Если вы обнаружили,
что ваши места заняты – предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо
попросите их освободить. Если же произошла ошибка, и на одно место было
выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны
решить возникшую проблему. Помните, что занимать чужие места неприлично.
Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать,
что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у
всего зала вас будут «прогонять».
7.
Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в
зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить
вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно
тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине
действия недопустимо – в антракте вы сможете занять те, которые указаны в
билете.
8. Заняв места в зрительном зале, не следует
класть руки на оба подлокотника – это может причинить неудобство вашему соседу.
Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади
могут не увидеть за вами сцену. Закидывать ногу на ногу, широко расставлять
ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в
него ногами тоже неприлично.
9. Даже если вам
кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в
качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей
в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на
сцене.
10. Главное правило в
театре – соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные
телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время
действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо
сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните,
что это обязанность служащих театра. Если вы простужены, то лучше пропустите
зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале.
И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами,
постукивать ногами.
11. Во время антракта
можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь
соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно
обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта
на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись,
ненадолго покидает её.
12. Уход из зала во
время действия – явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы
разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр.
Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался
тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное
удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным
тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в
полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не
скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности
зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.
13. Если вы хотите подарить цветы особенно
понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, не
поднимаясь при этом на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники
представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между
сценой и первым рядом партера. Также можно пере- дать букет артисту через
служащего театра.
14. По окончании
спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты
выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется
занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал. Если в
силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по
негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив,
уходит.
15. Чтобы не тратить время на стояние в
очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное
представление. В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а
затем подать верхнюю одежду своей спутнице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий