Георгиевская ленточка

бабочки

пятница, 11 августа 2017 г.

Литературно – музыкальный вечер «Если душа родилась крылатой».. КАЛЕЙДОСКОП ПРАЗДНИКОВ

Я тебя отвоюю…
В чем волшебство поэзии?             Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый,
А может, это просто наважденье?
И все ж, покуда  существует свет,
За строчкой  строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.
   В октябре 2017 года  Россия отметит 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой.  В рамках проведения   фестиваля - конкурса «Калейдоскоп праздников»  Плотниковская  библиотека (зав. Таланцева Р.В) совместно с Секачевской библиотекой (зав. Близнецова  С.В) провели  литературно – музыкальный вечер «Если душа родилась крылатой",   посвященный Марине Ивановне Цветаевой. Его участниками  стали читатели и жители Октябрьской сельской территории  - хутора Плотников - 2 и хутора  Секачи.
Литературно – музыкальный вечер  позволил всем его участникам соприкоснуться  с творчеством   Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) –  русской поэтессы, прозаика, переводчицы, одной из крупнейших поэтов XX века.  Ведущие очень тонко и трогательно представили Цветаеву – поэтессу трагического склада, трагической судьбы, оставшуюся в истории русской литературы «одиноким духом».
Першина Яна, Данилова Любовь Васильевна  - читатели  разновозрастных групп успешно раскрыли красоту и неповторимость её поэтического творчества.
Песня на стихи Марины Цветаевой  «Мне нравится, что вы больны не мной» и  реквием «Уж,  сколько их упало в эту бездну» прозвучали  в исполнении Светланы  Васильевой. В память о поэтессе представлена танцевальная композиция в исполнении Натальи Калашниковой и Антона Сергеева,  на музыкальную тему песни Я тебя отвоюю… певицы Ирины Алегровой  на слова М. Цветаевой.
Светлана  Васильева
«Мне нравится, что вы больны не мной»
Через прозвучавшие стихи и песни на слова Марины Ивановны Цветаевой ведущие и участники литературно – музыкального вечера попытались донести переживания и размышления поэтессы, ее духовный мир, красоту русского языка и поэтического слова Цветаевой.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Яна Першина
  «Красною кистью рябина зажглась».
Мероприятие сопровождалось  показом мультимедийной презентации, внимание участников привлекла  книжная  выставка - посвящение «Приходит Муза, вместе с нею рифмы …».
     Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. И продолжением литературного вечера  стало  знакомство с творчеством  наших земляков.
Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.
  Она родилась 8 октября (26 сентября) 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном старинном  особняке в Трехпрудном  переулке.  Рябина навсегда вошла в геральдику её поэтического творчества. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы. Вечер открывает Яна Першина стихотворением  «Красною кистью рябина зажглась».
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности. 
«Кто создан из камня, кто создан из глины» (читает Першина Яна)
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
 Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты..
– В  купели морской крещена -  и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
  Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, Значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски.
   Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом.
    Они встретились - 17-летний и 18-летняя- 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать- красивый грустной, кроткой красотой юноша... с поразительными, огромными, в пол- лица глазами.  Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года за Сергея Яковлевича ЭфронаЕму, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним,  мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь».
“Я с вызовом ношу его кольцо…”(читает Данилова Л.В)
Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
   С детства она была погружена в атмосферу А.С. Пушкина, Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома. По мнению Цветаевой, “святое сердце Александра Блока” вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл “Стихи к Блоку”.
«Имя твое-птица в руке» (читает Данилова Л.В.)
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой  глоток…
С именем твоим — сон глубок.
  В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт. Воспитанный в семье революционных детей, Сергей Эфрон сражался против революции в Белой Добровольческой армии на Дону.  Она как будто предсказывала разлуку со своим мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны. И в подтверждении этого она пишет стихотворение  «Вчера еще в глаза глядел …» Таково было за эти четыре года ее хождение по мукам «жизни, где мы так много можем…».
“Вчера еще в глаза глядел…” (читает Данилова Л.В.)
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки  разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
    Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, музыкальны. К ним обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
На нашем литературно – музыкальном вечере  прозвучала  песня на стихи Марины Цветаевой  «Мне нравиться, что вы больны не мной» в исполнении Светланы  Васильевой.
     Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив.  Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то, воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын-Георгий.
Стихотворение “Идешь, на меня похожий…”.  (читает Данилова Л.В.)
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
   В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушались на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…
  В память о поэтессе исполняются танцевальная композиция в исполнении Натальи Калашниковой и Антона Сергеева,  на музыкальную тему песни “Я тебя отвоюю…” певицы Ирины Алегровой  на слова М. Цветаевой и  реквием «Уж,  сколько их упало в эту бездну» в исполнении Светланы  Васильевой.
  В стихотворении «Моим стихам», написанном Цветаевой в 1913 году, есть пророческие строки: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
“Моим стихам, написанным так рано…” (читает Яна Першина)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
   Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама, и очень рано. Она предсказала собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу. Сейчас, после предсказанного ею забвения, настало ее время. Сегодня великую поэтессу знают и любят миллионы людей – не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни.
    Через прозвучавшие стихи и песни на слова Марины Ивановны Цветаевой ведущие и участники литературно – музыкального вечера попытались донести переживания и размышления поэтессы, ее духовный мир, красоту русского языка и поэтического слова Цветаевой. Была показана мультимедийная презентация и книжная  выставка «Приходит Муза, вместе с нею рифмы …».
     Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. И продолжением литературного вечера  стало  знакомство с творчеством  наших земляков. Первое наше знакомство  с  творчеством  А.В. Семисотова (х. Плотников-2).  С его биографией и его сборником  познакомила  Данилова Л.В.,  прочитала  стихотворение из сборника «Мечты-мечты» - Посвящение  отцу «Хлеборобы».  С  творчеством  своих односельчан -  Л.И. Сиротиной,  Е.В.  Конновой,   В.А. Конновой,  Т.И. Ворнониной  и  А.Я. Рожнова (х. Секачи)  познакомила зав. Секачевской библиотекой Близнецова С.В.  Не смотря на свой преклонный возраст Валентина Андреевна Коннова  (ей в этом году исполнилось 80 лет)  и Людмила Иосифовна Сиротина  откликнулись на нашу просьбу и приехали на наш вечер. Они познакомили зрителей со своей биографией,  которые изложили в стихах,  начиная со своего  рождения и по нынешний день.  Близнецова С.В. познакомила с творчеством  Е.В. Конновой,  прочитав стихотворение «Утомленные» и познакомила со стихами Т. И Ворониной. В исполнении Яны Першиной прозвучали частушки  из сборника Л.И. Сиротиной.
    К мероприятию была подготовлена книжная выставка поэтических сборников «Здесь перед нами край родной».   Встреча  пролетела  незаметно, действительно, стихи  смогли отогреть сердца присутствующих.  
 Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.
При написании сценария использованы публикации номеров журнала "Читаем, учимся , играем"  №1, 2017 год, №11 2010 год и Сценарии и репертуар.- 2007. - №17/
см также
Поэт в России больше, чем поэт  сценарий литературно – музыкального вечера 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...