Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в Акции «Добрая
вода», инициированной уполномоченным по правам
ребенка в Волгоградской области и направленной на профилактику опасного
поведения детей на воде – «Талая вода» (февраль 2017 года).
В приложении вы найдете материалы ГКУКВО «Волгоградская
областная детская библиотека» (сценарий мероприятия и рекламный плакат) в
помощь проведению Акции
«Добрая вода» – «Талая
вода».
В случае
участия Вашей библиотеки в III этапе акции «Талая вода», просим Вас
направить на электронный адрес сектора инновационно-методической работы metodisty34@mail.ru (для
библиотек Михайловской «ЦБС» на электронный адрес МЦБСТ) информацию о проведенных мероприятиях и количестве
детей, посетивших данные
мероприятия.
Желаем
творческих успехов!
Талая
вода
Сценарий
мероприятия для детей 6-11 лет (разработан в рамках акции уполномоченного по
правам ребенка в Волгоградской области «Добрая вода» по профилактике опасного
поведения детей на водоемах Волгоградской области)
Ведущий:
Здравствуйте, дети! Это не первая наша встреча, посвященная воде. Мы уже
говорили с вами о том, что такое вода, и какие свойства она имеет, что вода
необходима человеку и является его добрым другом, и о том, что нужно делать для
того, чтобы вода из друга не превратилась в опасного врага. А сейчас, ребята,
отгадайте загадку: Зимой прячусь – скрываюсь, Весной появляюсь – разливаюсь,
Летом веселюсь, Осенью спать ложусь. Дети:
Река.
Ведущий:
Действительно, водоемы в разное время года ведут себя по-разному. На прошлом
занятии мы изучали правила безопасного поведения на воде в осенне - зимний
период. Сегодня поговорим о правилах поведения на воде ранней весной. Уже
февраль, конец зимы, скоро весна начнет вступать в свои права, и нет, пожалуй,
человека, который не радовался бы пробуждению природы, звонкому пению птиц,
ласковому весеннему солнышку. Давайте назовем признаки наступающей весны.
Дети:
Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, ночи короче, тает снег, бегут
ручьи.
Ведущий:
А как меняются водоемы, покрытые льдом в этот период? (ответы детей)
Ведущий:
Правильно! Под весенними лучами солнца лед на водоемах, особенно реках,
становится рыхлым и непрочным. Сверху он «съедается» солнцем, талой водой, а
снизу подтачивается течением. Выходить на водоемы в этот период очень опасно:
лед в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над
головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки – ямы
и колодцы. Ребята, а что происходит, когда ранней весной стремительно начинает
таять снег, бегут ручьи, разливаются реки? (ответы
детей)
Ведущий: Правильно,
начинаются весенние ледоходы, паводки и половодья! Послушайте, как поэты
описывали весенний ледоход и половодье в своих стихотворениях:
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый
ею лед! Баратынский Е.
Ледоход, лед идет!
Вышел
на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед
в кусочки разбивает.
На
реке и треск, и гром,
Это значит – ледолом.
По реке идет лед,
Это значит – ледоход! Нищева Н.
Лед
идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают
льдины.
…Льдина
льдину гонит в путь,
Ударяет
в спину.
Не
давая отдохнуть,
Льдина
вертит льдину.
А
ведь этой глыбой льда,
Толстой,
неуклюжей,
Стала
вольная вода,
Скованная стужей… Маршак С.
А
на реке идет весенний ледоход,
Лед вспучился вдоль берега, по краю,
И льдины двинулись в последний свой поход
Огромной ледяною белой стаей.
Они
блестят на солнце, при луне,
Как
россыпи прекраснейших алмазов,
То
с грохотом плывут, то в тишине,
Гиганты важные и стайки льдинок малых… Денисов
Н.
Но поэты и писатели не только описывали это
захватывающее дух зрелище, они в своих произведениях старались предупредить об
опасностях, которые могут подстерегать людей в этот период – период талой воды.
Вот послушайте:
Половодье, ледоход,
По реке изба плывет.
В
воскресенье разлилась
Наша
речка грозная –
Сорвалась
и понеслась
Мельница
колхозная.
Ходко
мельница плывет,
На
крыльце петух поет.
Скачет
берегом в седле
За
беглянкой мельник.
Выловил
в другом селе
Только
в понедельник! Аким Я.
А
давайте вспомним, что случилось со старушкой в стихотворении С. Михалкова «Дядя
Степа-милиционер». …
На
реке и треск и гром –
Ледоход
и ледолом.
Полоскала
по старинке
Бабка
в проруби простынки.
Треснул
лед – река пошла,
И
бабуся поплыла.
Бабка
охает и стонет:
–
Ой, белье мое утонет!
Ой!
Попала я в беду!
Ой,
спасите! Пропаду!..
Ведущий: Какими
правилами безопасности пренебрегли рыбаки, подвергнув опасности и свои жизни, и
жизнь маленького мальчика – сына одного из рыбаков? (ответы детей)
Ведущий: Правильно! Они
заехали на лед дальше всех от берега, что очень опасно; наловив достаточно
рыбы, решили остаться на ночь на льдине на тяжелых санях при ухудшающейся
погоде, чтобы продолжить затем рыбалку. Ребята, запомните правила
безопасности при ледоходе:
·
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.
·
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, нельзя перегибаться через перила и
другие ограждения.
· Не катайтесь на
льдинах, это очень опасно!
· Любители зимней
рыбалки! Будьте предельно осторожными на весеннем, талом льду!
Ведущий: Но весной у
водоемов нужно быть осторожным не только во время ледохода, но и при паводках и
наводнениях. Кто из вас знает, что такое паводок? (ответы детей)
Ведущий: Да, это когда
весной разливаются реки и талая вода затапливает большие территории, порой
заселенные людьми, часто снося все на своем пути. Послушайте стихотворение С.
Егорова о весеннем разливе:
Шумит
река, сильна, грозна,
Большие
льдины крушит.
Как
широка! Зимой она
Была
в три раза уже!
Ведущий: Действительно,
ранней весной реки часто выходят из берегов. Лед и снега тают, талая вода
переполняет водоемы, уровень воды в реках поднимается и затапливает большие
территории. Потоки талой воды смывают на реках мосты, размывают дороги,
затапливают дома, подвалы. Большая талая вода способна оставить без жилья
тысячи человек. Страдают люди, животные, разрушаются постройки, затапливаются
леса. Давайте вспомним произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (чтение части произведения из Приложения)
Ведущий: Что случилось
с зайцами и другими лесными животными? (ответы детей)
Ведущий: Да, они попали
в зону затопления при весеннем паводке. А как спасал дед Мазай несчастных
зайцев? (ответы детей)
Ведущий: Правильно,
вывозил на лодке на землю. На лодках и других плавательных средствах могут и
должны спасаться и люди. Запомните, пожалуйста, основные правила эвакуации на
воде: – при пользовании самоходными плавательными средствами входите в лодку
(катер) по одному, во время движения не меняйтесь местами и не садитесь на
борт. – в экстренных случаях максимально используйте подручные средства
(надувные предметы, автомобильные камеры, доски, бревна, бочки и т. д.) –
напомните взрослым, что необходимо взять с собой из зоны затопления: документы,
деньги, ценности, теплые вещи, запас питьевой воды и продуктов питания сроком
на три дня (общий вес не должен превышать более 50 кг). Ведущий: Кто из вас читал повесть-сказку А. Милна «Винни-Пух и
все-все-все»? Давайте вспомним, что приключилось с главными героями во время
наводнения (потопа) (чтение части произведения из Приложения) Ведущий: Что
стало причиной потопа? Где были Пятачок и Винни-Пух, когда начался потоп? Какие
меры по спасению принял Пятачок? Как спасался Пух? Правильно ли он сделал, взяв
запас меда и забравшись на дерево? Как друзья спасали Пятачка? Давайте
вспомним, как спасаются люди во время наводнений из зоны затопления? Для этого
я предлагаю вам поиграть в игру «Доплыву – не доплыву». Я буду называть
предметы (горшочек из-под меда, лодка, плот, диван, бочка, бревно, телевизор,
наволочка, заполненная пластиковыми бутылками и надувными мячами, зонтик), а вы
скажете, можно ли воспользоваться ими, чтобы выплыть из зоны затопления. Ведущий: Молодцы, ребята! На все
вопросы ответили правильно! Действительно, не зря говорят: «Мало воды – пропал
бы мир, и много воды – пропал бы мир!»
Заключение: Подведем
итоги нашей встречи. Надеемся, вы запомнили все правила безопасности на воде
ранней весной. Помните, что в период паводка, даже при незначительном 5
ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с вами – детьми, и часто они
заканчиваются трагически. Для того чтобы талая, весенняя вода не обернулась для
вас бедой правила безопасности на водоемах в период паводков и ледоходов нужно
не только знать, но и обязательно выполнять. Возьмите, пожалуйста, памятки
«Правила поведения на водоемах весной». Запомните эти правила, поделитесь
своими знаниями с друзьями. Берегите свою жизнь, будьте здоровы. До свидания! Памятка
«Правила поведения на водоемах весной»
1.
Не выходите на лед во время весеннего паводка.
2.
Не катайтесь на самодельных плотах, досках, бревнах и плавающих льдинах.
3.
Не прыгайте с одной льдины на другую.
4.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.
5.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя
перегибаться через перила и другие ограждения.
6.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не
теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и
могут выручить из беды.
7.
Не подходите близко к ямам, котлованам, канализационным люкам и колодцам.
8.
Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода. Не подвергайте свою
жизнь опасности! Соблюдайте правила поведения на водоемах во время таяния льда,
разлива рек и озер.
Приложение
На
льдине Борис Степанович Житков
Зимой
море замѐрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лѐд ловить рыбу. Взяли сети и
поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя.
Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всѐ лѐд и лѐд: это так замѐрзло
море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь
них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал
выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие
кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал: - Довольно, пора по
домам. Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить.
Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя
прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и
закричал: - Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды! Все
вскочили, забегали. - Почему нас качает? - закричал Володя. А отец крикнул: -
Беда! Нас оторвало и несѐт на льдине в море. Все рыбаки бегали по льдине и
кричали: - Оторвало, оторвало! А кто-то крикнул: 6 - Пропали! Володя заплакал.
Днѐм ветер стал ещѐ сильней, волны заплѐскивали на льдину, а кругом было только
море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную
рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха
никто не хотел ни есть ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не
глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолѐт и
закричал: - Самолѐт! Самолѐт! Все стали кричать и махать шапками. С самолѐта
упал мешок. В нѐм была еда и записка: "Держитесь! Помощь идѐт!" Через
час пришѐл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это
начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на
помощь пароход и самолѐт. Лѐтчик нашѐл рыбаков и по радио сказал капитану
парохода, куда идти.
Винни-Пух
и все-все-все Алан Александр Милн
Глава 9. В которой пятачок совершенно окружен водой
Дождик лил, лил и лил. Пятачок сказал себе,
что никогда за всю свою жизнь – а ему было ужасно много лет: может быть, три
года, а может быть, даже четыре! – никогда он еще не видел столько дождя сразу.
А дождь лил, и лил, и лил. С утра до вечера День за днем… …Маленькие сухие
канавки, в которые Пятачок, бывало, так часто лазил, стали ручьями; ручейки, по
которым он, бывало, шлепал, подвернув штанишки, превратились в потоки, а речка,
на берегах которой друзья так весело играли, вылезла из своего ложа (так
называют речкину постель) и разлилась так широко, что Пятачок начал
беспокоиться, не заберется ли она скоро и в его собственное ложе (то есть в его
постель)…
…Дождь все лил, и с каждым днем вода
подымалась немножко выше, и вот она подошла уже к самому окошку, а Пятачок все
еще ничего не сделал. И вдруг он вспомнил историю, которую рассказывал ему
Кристофер Робин, – историю про человека на необитаемом острове, который написал
что-то на бумажке, положил ее в бутылку и бросил бутылку в море; и Пятачок
подумал, что если он напишет что- нибудь на бумажке, положит ее в бутылку и
бросит в воду, то, может быть, кто- нибудь придет и спасет его! …Когда дождь
начался, Винни-Пух спал. Дождь лил, лил и лил, а он спал, спал и спал. Накануне
он очень устал…
…И наконец Пух проснулся с криком и обнаружил,
что он сидит на стуле, а ноги у него в воде и вокруг него всюду тоже вода! Он
прошлепал к двери и выглянул наружу… – Положение серьезное, – сказал Пух, –
надо искать спасения. Он схватил самый большой горшок с медом и спасся с ним на
толстую-претолстую ветку своего дерева, торчавшую высоко-высоко над водой. Потом
он опять слез вниз и спасся с другим горшком. А когда все спасательные операции
были окончены, на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стояло десять горшков
с медом…
На другой день на ветке сидел Пух, болтая
ногами, а рядом стояли четыре горшка с медом. На третий день на ветке сидел
Пух, болтая ногами, а рядом стоял один горшок с медом. На четвертый день на
ветке сидел Пух один-одинешенек. И в это самое утро бутылка Пятачка проплывала
мимо Пуха. И тут с громким криком «Мед! Мед!» Пух кинулся в воду, схватил
бутылку и, по шейку в воде, храбро вернулся к дереву и влез на ветку…
…И
вдруг ему пришла в голову мысль, и я считаю, что для медведя с опилками в
голове это была очень хорошая мысль. Он сказал себе: «Раз бутылка может
плавать, то и горшок может плавать, а когда горшок поплывет, я могу сесть на
него, если это будет очень большой горшок». Он взял свой самый большой горшок и
завязал его покрепче. – У каждого корабля должно быть название, – сказал он, –
значит, я назову свой – «Плавучий Медведь». С этими словами он бросил свой
корабль в воду и прыгнул вслед…
…Кристофер Робин жил в самом высоком месте
Леса. Дождь лил, лил и лил, но вода не могла добраться до его дома. И, пожалуй,
было довольно весело смотреть вниз и любоваться всей этой водой, но дождь был
такой сильный, что Кристофер Робин почти все время сидел дома и думал о разных
вещах. Каждое утро он выходил (с зонтиком) и втыкал палочку в том месте, до
которого дошла вода, а на следующее утро палочка уже скрывалась под водой, так
что ему приходилось втыкать новую палочку, и дорога домой становилась все
короче и короче. Наутро пятого дня он понял, что впервые в жизни оказался на
настоящем острове. Это, конечно, было очень-очень здорово!»
Ведущий: Ребята! Но ведь
нужно было ещѐ спасти и Пятачка. Что же придумали друзья? «…– Мы поплывем в
зонтике, – сказал Пух. Да, Кристофер Робин вдруг понял, что это возможно. Он
открыл свой зонтик и опустил его на воду. Зонтик поплыл, но закачался. Пух влез
в него. И он было уже хотел сказать, что все в порядке, когда обнаружил, что не
все, и после непродолжительного купания он вброд вернулся к Кристоферу Робину.
Потом они оба сели в зонтик, и зонтик больше не качался. – Мы назовем это судно
«Мудрость Пуха», – сказал Кристофер Робин. И «Мудрость Пуха» на всех парусах поплыла
в юго-восточном направлении, время от времени плавно вращаясь. Представьте
себе, как обрадовался Пятачок, когда, наконец, увидел Корабль!..»
Дед
Мазай и зайцы Николай Некрасов …
«В
нашем болотистом, низменном крае
Впятеро
больше бы дичи велось,
Кабы
сетями ее не ловили,
Кабы
силками ее не давили;
Зайцы
вот тоже, – их жалко до слез!
Только
весенние воды нахлынут,
И
без того они сотнями гинут,
–
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят,
и топят, и бьют их баграми.
Где
у них совесть?.. Я раз за дровами
В
лодке поехал – их много с реки
К
нам в половодье весной нагоняет
–
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу
один островок небольшой –
Зайцы
на нем собралися гурьбой.
С
каждой минутой вода подбиралась
К
бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше
аршина земли в ширину,
Меньше
сажени в длину.
Тут
я подъехал: лопочут ушами,
Сами
ни с места; я взял одного,
Прочим
скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули
зайцы мои, – ничего!
Только
уселась команда косая,
Весь
островочек пропал под водой:
«То-то!
– сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь,
зайчики, деда Мазая! »
Этак
гуторя, плывем в тишине.
Столбик
не столбик, зайчишко на пне,
Лапки
скрестивши, стоит, горемыка,
Взял
и его – тягота не велика!
Только
что начал работать веслом,
Глядь,
у куста копошится зайчиха –
Еле
жива, а толста как купчиха!
Я
ее, … накрыл зипуном –
Сильно
дрожала... Не рано уж было.
Мимо
бревно суковатое плыло,
Сидя,
и стоя, и лежа пластом,
Зайцев
с десяток спасалось на нем
«Взял
бы я вас – да потопите лодку! »
Жаль
их, однако, да жаль и находку –
Я
зацепился багром за сучок
И
за собою бревно поволок...
Было
потехи у баб, ребятишек,
Как
прокатил я деревней зайчишек:
«Глянъ-ко:
что делает старый Мазай! »
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы
за деревней в реке очутились.
Тут
мои зайчики точно сбесились:
Смотрят,
на задние лапы встают,
Лодку
качают, грести не дают:
Берег
завидели плуты косые,
Озимь,
и рощу, и кусты густые!..
К
берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку
причалил – и «с богом!» сказал...
И
во весь дух Пошли зайчишки.
А
я им: «У-х! Живей, зверишки!
Смотри,
косой,
Теперь
спасайся,
А
чур зимой
Не
попадайся!..
Список
литературы 1. Житков, Б. С. На льдине / Б. С. Житков // Рассказы. – Москва,
2007. – С. 51-53.
2.
Милн, А. Глава девятая, в которой Пятачок совершенно окружен водой / А. Милн,
Б. Заходер; рис. Е. Антоненкова // Винни-Пух и Все-Все-Все. – Москва, 2002. –
С. 83-92.
3.
Моисеева, А. Вода вокруг нас / А.И. Моисеева // Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 60-61.
4.
Некляев, С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э.
Некляева. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.: ил. – (Основы
безопасности жизнедеятельности).
5.
Некрасов, Н. А. Дедушка Мазай и зайцы / Н. А. Некрасов; рис. Д. Шмаринова. –
Москва: Детская литература, 1971. – 16 с.: ил.
6.
Хлупкина, Л. Речки, реки и моря на земле живут не зря / Л.А. Хлупкина //
Читаем, учимся, играем. – 2002. – №1. – С. 72 - 74.
7.
Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С.К. Шойгу;
худож. С.В. Тараник. – Москва, 2005. – 397 с.: ил.
Составитель Краснова Марина
Викторовна, заведующая сектором читального зала отдела обслуживания
дошкольников и учащихся 1-4 классов ГКУКВО «Волгоградская областная детская
библиотека»
Комментариев нет:
Отправить комментарий