17- 18 мая - в Международный
день музеев, в Михайловском краеведческом
музее с большим успехом прошли мероприятия
«Музей без границ».
в руки, перелистать страницы. А путешествие продолжалось. В этот праздничный день участники мероприятия смогли посетить самые известные музеи мира и России, не вставая с места, а благодаря только книгам, рассказывающим о музеях. Из рассказа библиотекаря Маркиной Т.Н. присутствующие узнали и о том, что бывают музеи….
Маркина Е.А.
пригласила всех в тайную комнату – краеведческую, вмещающую в себя книги наших
земляков, рассказывающие о чудесах народа и земли, на которой мы живем.
Но, как и положено любому музею, даже
книжному, на праздник пришло литературное приведение, которое, расшалившись,
перепутала литературных героев. На помощь пришли зрители, которые смогли по
описанию вспомнить героев книг.
Завершилось мероприятие в самом большом
книжном зале, в котором были представлены книги «вечные», которые читают из
поколения в поколение, ими восхищаются, перечитывают заново. На некоторых из
них заострила внимание библиотекарь Укустова Л.Ф. Она же провела со зрителями литературную викторину.
Последним аккордом мероприятия стал
видеоролик о библиотеке и чтении.
«Из века в век к сокровищам культуры»
Ведущая: Дорогие друзья!
Добрый день!
Ведущая: «Книги – это духовное
завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно
оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она
росла вместе с человечеством, в ней кристаллизировались все учения, потрясавшие
умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записана та огромная аутография,
которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее, она
составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего. Итак,
будем уважать книгу!» Это слова Александра Ивановича Герцена – русского
писателя и философа являются эпиграфом нашего сегодняшнего мероприятия.
Ведущая: Мероприятие у нас сегодня не
совсем обычное. Ежегодно 18 мая года отмечается
профессиональный праздник работников всех музеев мира. Эта традиция длится
с 1978 года.
Ведущая: Мы пришли в гости, на праздник.
И, конечно же, не с пустыми руками, а с поздравлениями для коллег.
Да, да, я не оговорилась – конечно же, мы коллеги, хранители
вечного, истории человечества.
Ведущий: - Хранители времени
В музеях работают,
Службу Отечеству верно несут.
Память истории
Долгую, вечную
В руки столетиям передают.
Ведущая: Очарованье старины и блеск новаций
Шедевры классики, сегодняшних формаций,
Скульптуры, живопись и тайны королей –
Все посетителю продемонстрирует музей.
Нет завтра без вчера, нет ночи без рассвета
Без прошлого вперед не полетит планета.
Тем, кто собрал все это, сохранил
Сегодня снова мы спасибо говорим!
Ведущая: Торжественно и тихо
Здесь прошлое живет,
Здесь не нужна шумиха,
Здесь все наоборот.
В молчании глубоком
Пласты веков лежат.
И, может ненароком,
Мы обратим свой взгляд
На память, что храните
Для нас вы столько лет.
Сегодня же примите
Поклон наш. Многих лет.
Работники музея,
Мы поздравляем вас,
Ведь память – эпопея,
Былина и рассказ.
Ведущая: Мы же рады приветствовать вас в нашем читальном
музее! Ведь библиотека – это хранилище человеческой истории, мысли, будущего.
В каждом музее должны быть свои достопримечательности. Они у
нас есть! И мы хотим вас с ними познакомить.
Ведущая: Это зал
редкой книги, где собраны старинные редчайшие экземпляры книг (
Забровская Т.И. подходит к выставке, берет в руки книги, листает, показывает
зрителям.)
Ведущая: Есть
и еще зал, который вместил в себя все музеи мира, и мы с вами
прямо сейчас можем совершить прогулку по этим музеям (обзор
книг Т.Н. Маркина).
Ведущая: Существует
у нас и тайная комната, которая, поверьте, Гарри Поттеру и не снилась,
ведь это тайная комната – Краеведческая. В ней хранятся книги наших земляков,
рассказывающие о чудесах народа и земли, на которой мы живем. (
обзор Маркина Е.А.)
Ведущая: А
еще, как и положено уважающему себя музею, даже, а может быть именно книжному,
у нас есть книжное приведение. Оно очень любит пошалить. Вот и сегодня ее
проказы на лицо. Передо мной фрагменты к описанию
портретов литературных героев известных русских писателей и их книги, но
милое приведение все перепутало. Помогите мне разобраться.
1. «Это
был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом
шерстяном кафтане, обильно расшитым золотом и серебром в белоснежных шелковых
шароварах и нежно- розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутым носом» (Хоттабыч
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)
2.« У него не было ни денег, ни квартиры, где они могли
бы лежать, ни ключа, которым можно бы отпереть эту квартиру. У него не было
даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме.
Его могучая шея была несколько раз обёрнута старым шерстяным шарфом, ноги были
в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета. Носков под
штиблетами не было». ( Остап Бендер. Ильф. И и Петров Е. « Двенадцать
стульев»).
3. “Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала.
Девушка смело письмо написала, В нем о любви своей первой сказала. Юный повеса
признанью не внял, Только нотацию ей прочитал. Через годы они повстречались, Он
письма писал ей, и был он в печали. В ответ на признанье сказала она: “…Я
другому отдана; Я буду век ему верна”. (Татьяна Ларина «Евгений Онегин» А.С.
Пушкин) )
4.« Тайны и загадки – его специальность. Иногда даже
может показаться что не из доброты, не из сострадания к людям проводит он целые
ночи без сна, подвергая себя тысячам опасностей, а только потому, что он любит
распутывать всякие запутанные случаи». ( Шерлок Хомс К.
Дойл « Записки о Шерлок Хомсе»)
5.« Молодой человек был в берете, украшенном подобие пера
: взгляд открытый и умный, нос крючковатый, но тонко очерченный… Неопытный
человек мог принять его за пустившегося в путь фермерского сына, если бы не
длинная шпага, бившаяся о ноги своего владельца, когда он шел пешком, и
ерошившая гриву коня, когда он ехал верхом»». ( Д.Артаньян А. Дюма
«Три мушкетера»)
6.Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень
хорошую погоду, выходил в калошах, и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на
вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда
вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в
чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал
его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и
когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого
человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя
оболочкой». ( Беликов. А.П. Чехов. «Человек в футляре»)
7. «Анна Павловна, несмотря на свои сорок лет, была
преисполнена оживления и порыва. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным
положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтоб не обмануть
ожидания людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая
постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала,
как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от
которого она не хочет, не может, и не находит нужным исправляться». (Л.Н.Толстой
«Война и мир»)
8.«Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого
взгляда показалась
мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее
кругловатого смуглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими
щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как
будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата.»
Ну как, , вспомнили? Это одна из самых прелестных героинь русской
литературы. Еще подсказка. Фамилия ее брата – Гагин. (Ася, «Отцы и дети»
И.С. Тургенев)
Ведущая: Однажды Анатоль Франс рассказал следующую легенду. Когда юный
персидский шах Земир сменил на троне отца, он созвал всех мудрецов своего
царства и сообщил им, что желает извлечь уроки из ошибок прошлого и повелел:
"Напишите мне историю человечества".
Через двадцать лет учёные
появились перед шахом, а за ними - караван верблюдов, навьюченный сотнями книг.
Шах выразил благодарность, но сказал: "Доживи я и до старости, мне не
хватит времени, чтобы прочитать столь длинную историю. Сократите её!"
Потрудившись ещё пятнадцать лет, учёные вернулись: "Мы всё сделали заново
и уверены, что ничего не пропустили." Вслед за ними шагали
три верблюда, нёсшие каждый по сто томов. Шах, старый и больной, отверг и
этот труд и потребовал ещё сократить его. Спустя десять лет мудрецы прибыли с
огромным слоном, нагруженным уже одной сотней томов. "На этот раз, -
сказали они, - мы были исключительно краткими." "Но недостаточно, -
возразил им шах". Прошло ещё пять лет. На костылях приковылял единственный
оставшийся в живых мудрец, а за ним еле плёлся осёл, тащивший одну большую
книгу. "Поспеши! - сказал часовой, - Шах при смерти..." "Умираю,
- простонал шах, - так я и не узнал всей истории..." "О, нет, мой
шах, - промолвил престарелый мудрец. - я сокращу её для тебя в три слова: они
рождались, страдали и умирали!"
Если бы кто-либо задался целью узнать всё, что
написано в книгах всех стран и народов за все века, то, несомненно, он попал бы
в незавидное положение шаха Земира. Вы подходите к книжной полке, и ваш взгляд
скользит по хорошо знакомым вас книгам. Ведь есть книги "вечные".
Которые читают из поколения в поколение, ими восхищаются, влюбляются в их
героев. Давайте вспомним некоторые из них. (обзор книг Л. Ф. Укустова)
Ведущая: Мы совершили с вами прогулку по залам
библиотеки, вспомнили бесценные творения, без которых трудно себе представить
историю человечества.
А еще я вам предлагаю продолжить
стихотворения любимых поэтов всех времен и народов:
Фильм
Ведущая: Наша встреча подошла к концу, а мы вас ждем
в стенах своей библиотеки.
« Болезнь любви неизлечима»( А.С.Пушкин)
« Кто любил уж тот гореть Не может, Кто
сгорел, того Не подожжёшь»( С.А. Есенин)
« Где розы – там и тернии, Таков закон судьбы» (
Н.А. Некрасов )
«Счастливые часов не наблюдают»(
А.С.Грибоедов )
« В человеке всё должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли» ( А.П. Чехов )
« А ларчик просто открывался» ( И.А.Крылов )
« Всё было бы смешно, Когда бы ни было так
Грустно» ( М.Ю. Лермонтов )
« И дым Отечества Нам сладок и приятен» ( А.С.Грибоедов )
« В одну телегу Впрячь не можно Коня и трепетную лань»(
А.С. Пушкин )
« И вечный бой! Покой нам только снится»( А.А.Блок )
« Быть или не быть - вот в чём вопрос»( У. Шекспир
)
«Сейте разумное, вечное, доброе»( Н.А.Некрасов )
А еще я вам предлагаю продолжить
стихотворения
К шапочному... (разбору).
Как с гуся ... (вода).
Без сучка... (без задоринки).
Не по дням... (а по часам).
Положа руку... (на сердце).
Сквозь землю... (провалиться).
Выносить сор... (из избы).
Родиться в... (сорочке).
Хоть кол... (на голове теши).
Хвататься за,.. (соломинку).
Сглаз... (долой).
Несолоно... (хлебавши).
Ободрать как... (липку).
На лбу (написано).
Вывести на... (чистую воду).
Гоняться за двумя... (зайцами).
Грести деньги... (лопатой).
Держать камень... (за пазухой).
Довести до.. (белого коления).
Дрожать как .. (осиновый куст).
Кататься как... (сыр в масле).
Анна Павловна. А я чем вас хуже? Я тоже обожаю эти прекрасные, меткие
выражения!
Молочные реки,., (кисельные берега).
С гулькин... (нос).
Сказка про.. (белого бычка).
Тютелька... (в тютельку).
Стричь под одну... (гребенку).
Пуд соли... (съесть).
Поставить вопрос... (ребром).
-Казанская... (сирота).
Вертеться как... (белка в колесе).
Звучит вальс из драмы «Маскарад» А. С. Грибоедова. На
сцену выходит
хозяйка салона – Анна Павловна.
Анна Павловна. Добрый день, дорогие друзья! Очень рада, что вы нашли
немного свободного времени и пожаловали в наш литературный салон. Надеюсь, что
вы проведете здесь время с пользой и приятностью. Скоро начнут съезжаться и
гости. Все бы хорошо, да вот я что-то запамятовала, кого пригласила. Ну что
поделать - склероз! Лет-то мне уже немало. Помните, как писал обо мне
несравненный... Кстати, а кто является моим (и не только моим!) литературным
отцом! – Он писал: «Анна Павловна, несмотря на свои сорок лет, была
преисполнена оживления и порыва. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным
положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтоб не обмануть
ожидания людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая
постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала,
как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от
которого она не хочет, не может, и не находит нужным исправляться». (Лев
Николаевич Толстой.)
Друзья мои, так вы поможете мне узнать, кто же изволил пожаловать в мой салон?
Сегодня у нас будут не просто визитные карточки, а письма или цитаты из писем
литературных героев разных эпох. Я ожидаю гостей из эпохи рыцарства
и просвещения, периода расцвета любви и красоты - Золотого века. Серебряного
века – века, когда каждое слово нужно было отвоевывать. Нынешнего XXI века. В
каждом периоде был свой герой, запомнившееся каждому.
Слуга. Первый гость пожаловал!
Анна Павловна: (Читает визитную карточку. Звучит
заставка – музыкальный фрагмент Прокофьев Тема любви из
балета «Ромео и Джульетта»)
Любовь у них идеальная, А повесть о ней –
печальная.
Влюбленные всех стран в Верону приезжают,
Цветы на их могилы возлагают.
Анна Павловна. Кто же это такой может быть? Видно,
что иностранка...Итак, господа — ваша версия! Пока не будет дан правильный
ответ, герой войти к нам не сможет! (Ответ –Джульетта В. Шекспир)
Джульетта: Добрый вечер, господа! Благодарю вас за то, что вы позволили
войти в этот замечательный салон.
Анна Павловна. Сердечно рада вас видеть! Чем вы нас развлечете?
Джульетта.
Анна Павловна. Что за странный вопрос!
Джульетта. Тогда позвольте предложить вам несколько вопросов, касающихся
творчества великого поэта и героев его произведений.
В каком городе родился Вильям Шекспир? (Стратфорд-на-Эйвоне.)
В театре “Глобус” чернь сидела на галерке, зажиточные горожане – в
партере. А где сидела знать? (На сцене.)
–музыкальный фрагмент Прокофьев Тема любви из
балета «Ромео и Джульетта»
Анна Павловна. Кстати, о музыке... Господа, а
давайте-ка мы проведем сейчас с вами небольшую музыкальную викторину, ведь
салоны в мои времена были невозможны без звучания музыки. Итак, вот мои
вопросы
Кто автор оперы «Севильский цирюльник»? (Джоакино Россини.)
Что такое Литавра? (Ударный музыкальный инструмент.)
Кто автор балета «Спартак»? (Арам Хачатурян.)
Кого называют королем вальса? (Иоганна Штрауса.)
На чем играл Николо Паганини? (На скрипке.)
Назовите имя Шуберта? (Франц.)
Где родился Антонио Вивальди? (В Венеции.)
Что такое лендлер? (Австралийский народный танец.)
Как называется крупнейший оперный театр Франции? (Гранд-Опера.)
А в Англии? (Ковент-Гарден.)
Как называется 14-я соната Бетховена? («Лунная».)
Кто такой Александре Скарлатти? (Итальянский композитор.)
Кто автор романса «Соловей»? (Александр Алябьев.)
А автор слов Этого романса? (Антон Дельвиг.)
Что такое ситар? (Индийский струнный инструмент.)
Кто автор «Умирающего лебедя»? (Камиль Сен-Сане.)
Кто автор музыки гимна России? (М.И. Глинка.)
Что такое волынка? (Шотландский духовой инструмент.)
Как называется оперный театр в Милане? («Ла Скала».)
Слуга. Гость к Анне Павловне Шерер!
Анна Павловна. (Читает визитку.)
Вопрос Татьяны Лариной. В 1819 году Пушкин стал посещать дом поэта
Веселовского, в котором собирались члены кружка, связанные с декабристским
обществом “Союз благоденствия”. Как назывался этот кружок? (“Зеленая лампа”.)
Как назывался журнал, издаваемый Пушкиным?
(“Современник”.)
Слуга. Гость к Анне Павловне! (Читает
записку.)
«Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне
нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно
слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так
лучше... Прощайте навсегда!»
Дубровский. Вы будете и далее утверждать, что любовь - бесконечно
прекрасное чувство?
Анна Павловна. Как поется в одной песне, «Любовь никогда не бывает без
грусти, но это приятней, чем грусть без любви...» Однако кто же автор сей
записки? Владимир, вы, случайно, не узнали эту влюбленную особу?
Дубровский. Я знавал ее брата. А вот и описание девушки, которое дал
автор произведения. Попытайтесь узнать героиню и, разумеется, назвать
автора.
«Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась
мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее
кругловатого смуглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими
щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как
будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата.»
Ну как, господа, вспомнили? Это одна из самых прелестных героинь русской
литературы. Еще подсказка. Фамилия ее брата - Гагин. Ну, разумеется, это Ася!
{Звучит «Песня Сольвейг» Э. Грига из «Пер Гюнта», и на сцену выходит
Ася.)
Ася. Конечно, это я! Но вы еще не назвали имя моего литературного родителя!
Иван Сергеевич Тургенев, разумеется! Тонкий, изящный, мудрый Тургенев! Как
хороши, как свежи были розы... Попробуйте узнать некоторых тургеневских героев
по портретам, данным автором: «...человек невысокого роста, в длинном балахоне,
с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос». (Евгений
Базаров.) «...увидел женщину высокого роста, в черном платье,
остановившуюся в дверях зала... обнаженные ее руки красиво лежали вдоль
стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки
фуксий...» (Анна Сергеевна Одинцова.)
«...человек среднего роста, одетый в темный английский
сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет
сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как
новое серебро» (Павел Петрович Кирсанов.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий