Юбилей Марины Цветаевой в Межпоселенческой районной
библиотеке МКУ «Михайловский районный
центр культурного досуга и билиотечного обслуживания.
Немного
есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления
фамилии. Говорят – Марина, и все предельно ясно. Она сама любила все предельное
и даже запредельное.
Царица
русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного
века! Ее
биография – ее творчество.
Именно
ей, женщине
трагической жизни с трагическим концом... Крупнейшему поэту одной из крупнейших
поэтических эпох, было посвящено
очередное заседание клуба
любителей книги и библиотеки
«Ярославна».
Литературно – музыкальный вечер «Поэт в России - больше, чем поэт!» собрал октябрьским днем любителей и почитателей поэтического творчества.
Литературно – музыкальный вечер «Поэт в России - больше, чем поэт!» собрал октябрьским днем любителей и почитателей поэтического творчества.
…Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черед… - так звучат пророческие строчки известного стихотворения Марины Цветаевой. И
действительно многие её произведения сегодня как никогда актуальны и
востребованы. Её романсы, узнаваемые всеми – «Мне нравится, что Вы больны не мной», «У зеркала», «Я словно бабочка к огню» и многие другие; песни в современной обработке
«Под лаской плюшевого пледа», «Я могу тебя очень ждать» сегодня популярны
и очень востребованы.
Участники клуба поделились своим восприятиям творчества
великой русской поэтессы, Нина
Ивановна Рожнова прочитала свое
стихотворение, написанное и посвященное
трагической смерти Марины Цветаевой.
Много
стихов звучало в этот вечер,
посвященных женщине.
120-летию
со дня рождения поэтессы Марины Цветаевой был посвящен литературно-
поэтический урок «Крылатая женщина - Марина» для молодежного клуба «Собеседник».
Учащиеся
прикоснулись к удивительному и загадочному миру поэзии Цветаевой. Прозвучали
известные романсы на её стихи.
Мероприятие сопровождалось демонстрацией слайдов, рассказом
о нелегкой и трагической судьбе этой удивительной женщины, о её
глубоком, трогающем душу каждого человека, творчестве.
Участники мероприятия приняли активное участие в викторине по творчеству великой русской поэтессы
Серебряного века Марины Цветаевой и показали глубокие знания ее творчества.
После мероприятия заинтересованные
учащиеся смогли ознакомиться с книжной выставкой «Вся моя жизнь – роман с
собственной душой», на которой были представлены книги Марины Цветаевой и
книги о ее жизни и творчестве.
Межпоселенческая районная библиотека г. Михайловки Волгоградской обл.
«Поэт в России - больше, чем поэт!»
Жизнь и судьба Марины Цветаевой
08.09.1892 - 31.08.1941
Жизнь и судьба Марины Цветаевой
08.09.1892 - 31.08.1941
Оформление:
портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи в
подсвечниках, слайдовое сопровождение из музейных фотоматериалов (источник
-Интернет, архив рода Цветаевых )
Музыкальное вступление: песня
«Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении
А.Пугачевой.
Ведущая: Немного есть на
земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии.
Говорят – Марина, и все предельно ясно. Она сама любила все предельное и даже
запредельное.
Ведущая: Царица русской поэзии – Марина
Цветаева! Одинокий
дух поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших
поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом...Ее биография –
ее творчество. Но все же – события, даты, имена, «версты, мили».
Ведущая: Красной кистью
Рябина
зажглась.
Падали
листья.
Я
родилась.
Спорили
сотни
Колоколов.
День
был субботний:
Иоанн
Богослов.
Мне
и доныне
Хочется
грызть
Жаркой
рябины
Горькую
кисть. СЛАЙД «Род
Цветаевой»
Ведущая: Пылающая и
горькая рябина и стала символом судьбы М. Цветаевой, тоже «горькой, пылающей
творчеством и постоянно грозившей зимой забвения». С самого начала творческого
пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла
себя «Поэт Марина Цветаева».
Ведущая: Мы познакомимся
с личностью и трагической судьбой Цветаевой, о которой писали:
«Сгоревшая
жутко и странно
Российского неба звезда». Сл. 3 - 4
Ведущая: М.И. Цветаева
родилась 26 сентября (по стар. стилю)в 1892 г . в Москве в высококультурной семье. Отец Иван
Владимирович, –
сын священника, известный
европейский филолог и искусствовед,
профессор Московского университета, доктор Болонского университета,
директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель
первого в России музея изящных искусств (сейчас это Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Герой труда. Умер в Москве,
после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал
нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку огромную,
трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей. Сл. 5
- 7
Ведущая: Мать – польской княжеской крови, ученица
Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано, в 1906 году,
когда Марине было только 14 лет. Владея четырьмя иностранными языками
очень рано начала учить языкам детей. Мечтала видеть Марину пианисткой, которая
в три года сама села за рояль, а в четыре начала сочинять стихи.
Сл. 8
- 10
Ведущая: Стихи Цветаева начала писать
с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься -
с шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это
сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование,
не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь.
Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
Ведущая:
«После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом», - скажет Марина
Цветаева после.
Ведущая: Про себя она говорит: «Стихи печатаю с
шестнадцати. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю,
знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности
ограничивается детьми и тетрадями.
Стихотворение «Моим стихам,
написанным так рано…»
СЛАЙД «Первые поэтические шаги»
Стихи из
первого сборника «Вечерний альбом»: «Ошибка», «Книги в красном переплете», «В
Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам, написанным так
рано…» и другие.
Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии;
перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне
и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала
курс французской литературы в Сорбонне.
Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она
выпускает довольно объемный сборник под названием "Вечерний
альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные
критики, как поэты Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан
Волошин. Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?
Ведущий: Когда Цветаева отдала в печать свою 1-ю книгу
«Вечерний альбом», ей только что исполнилось восемнадцать лет. Любовь заполняет
эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и
безоблачной, к подругам по гимназии. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне
любви - жалкое существование без смысла и цели.
Ведущий: Летят они, – написанные наспех,
Тяжелые
от горечи и нег.
Между
любовью и любовью распят
Мой
миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья
Эренбург заметил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость
и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком
прозрений и ошибок".
«Гордость и робость – мой союз», - скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.
«Гордость и робость – мой союз», - скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.
Сл. 11-13.
Ведущий: Они встретились 5 мая 1911года.
«Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и
подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он
нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Ведущий: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали
кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза –
широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой, будто на дно
морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также
безбрежен, как и бескрайний океан. В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.
Ведущий: Обвенчались М. Цветаева и С. Эфрон 27 января
1912года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была
выгравирована дата свадьбы и имя – Марина.
Ведущая: Кто создан из
камня, кто создан из глины, -
А
я серебрюсь и сверкаю!
Мне
дело – измена, мне имя – Марина,
Я
– бренная пена морская.
Ведущая: Имя Марина (от
лат.) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя,
то ли пружину, готовую вот-вот разжаться. Рано или поздно Марина проявляет силу
своего своенравного характера. При этом в поведении чаще всего преобладает
некоторая порывистость.
Песня « Золото моих
волос»
Ведущая: Цветаева была небольшого роста со
строгой и стройной осанкой. Золотисто -
каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда. Она обладала
высоким и звонким голосом. Любила слушать, но еще больше рассказывать и читать
стихи.
Ведущая: Вот что вспоминает Ариадна Эфрон, дочь
Цветаевой: «Стихи читали не намеренно, а как бы на большую аудиторию. Читали
темпераментно… никогда не опуская концы строк; самое сложное мгновенно
прояснялось в ее исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе».
Стихотворение «Я
бы хотела жить с Вами…»
Ведущая: Цветаева была человеком слова, долга,
действия. При всей своей скромности цену себе знала. Ни у кого ничего не
заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» -
такою Цветаева вышла из детства и юности, такою осталась навсегда.
Песня « Я словно бабочка…»
Ведущая: Сергей Эфрон стал не только ее мужем,
но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две
дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными.
Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом в Турцию. Четыре
года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное
стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это
горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая умирает
от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода),
малышка снится ей ночами.
Ведущая: «Я совсем потеряна, я страшно живу. Мне
стыдно, что я жива», - напишет она в письме подруге. Чувствуя себя детоубийцей,
она винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки - в 1920 году
- такие строки: Стихотворение «Мой
милый что тебе я сделала»
Ведущий: Годы первой мировой войны,
революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с
мужем, но и стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в
Москве, много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире
М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но,
как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит
свой черед».
Песня « Я могу тебя очень ждать»…..
Ведущая: В мае
1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который,
пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал
студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в
Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения
сына семья перебирается в Париж. Жизнь эмигрантская была трудная, нищая.
Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или
ближайших деревнях.
СЛАЙД – Вдали от родины
Ведущий: Иногда в
поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам, подбирая остатки овощей
или по лесу, собирая вязанки дров. «Я разучилась просто гулять в лесу», -
писала она на Родину подруге. Творческая энергия Цветаевой,
невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического
Ведущая: В
23-м году в Берлине вышла книга "Ремесло", получившая
высокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: "Поэма Горы",
"Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов",
работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы",
"Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные
страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что
ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.
Пение под
гитару «Мне
нравится, что вы больны не мной…»
Ведущая: Трехлетнее
пребывание Цветаевой в Чехии — это затяжная борьба с полунищим
бытом, необходимость постоянно отвоевывать себе место и время
для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя
семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!
Ведущая: Как
хочется иногда почувствовать себя слабой, беззащитной — все тем же
ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским
крылом.
Ведущая: «После России».
Так Марина назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции. Так она
воспринимала и свою вынужденную разлуку с Родиной. Ехала к мужу, с которым не
виделась пять лет. И которому путь в
Россию был заказан – «белогвардеец». Сначала Чехия, затем Франция 17долгих лет.
Ведущая: Были и вечера с
чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но
пресловутая «безмерность в мире мер» и
здесь не могла ничем помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и подчас
кошмарном, высасывающем все силы…
Ведущая: «Я здесь никому
не нужна. Есть – знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение
на кисточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает
в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Ведущая: Тоска по Родине!
Давно
Разоблаченная
морока!
Мне
совершенно все равно –
Где
совершенно одинокой.
Быть,
по каким камням домой
Брести
с кошелкою базарной
В
дом, и незнающий, что – мой,
Как
госпиталь или казарма…
…Всяк
дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И
все – равно, и все – едино.
Но
если по дороге – куст
Встает,
особенно – рябина…
Слайд 19- 22
Ведущая: : Безоглядная любовь к Родине, тоска
по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй
мировой войны и бесконечная бедность привели ее к возвращению в СССР
летом 1939года.
Ведущая: В июне 1939г
мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в
России. Из Парижа ее с сыном не провожал
никто. Москва, Голицыно, Болшево – они почти ничем не отличались друг от друга.
Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобы в себе» и абсолютно без
великих надежд…
Ведущая: На
родине оказалась вновь одинока ("Не за кого держаться..."- напишет
она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед
Отечеством не брались в счет. Бесполезны были хождения по чиновничьим
кабинетам.
Ведущая: То,
что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известно.
осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с
сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается.
Стихотворение
« Вы идущие мимо меня…»
Ведущая: Жилья
своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то
на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему
«вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван
Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные
цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько
стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…Но главное, ее стихи
не печатают! «Если бы между поэтом и народом не стояло власти!» - воскликнет
она в одной из статей.
Ведущая: Не
выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она
напишет в отчаянии:
Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
Ведущая: Письма-жалобы,
письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство,
наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага
народа, а значит, белогвардейская поэтесса. Она писала письма, а на
Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…
Ведущая: Рано поседевшая и постаревшая,
Цветаева пишет горькие строки:
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.
Песня « Я Вас
люблю..»
Ведущая: Еще два года будет длиться голгофа Марины, ее
расплата – за что? – непохожесть? нетерпимость? Неумение приспосабливаться к
чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь неуемную,
невозможную «в мире мер», любовь земную и поэтическую, конкретную и
космическую.
Ведущая: Отправленная
в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где Цветаева не могла получить работу
даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был
наложен запрет.
Стихотворение
«Писала я на аспидной доске...»
Ведущая: Город Елабуга
станет последним земным пристанищем неукротимой души поэта.
Ведущая: Воздух, которым
я дышу, воздух, трагедии… «Хватит ли у Вас сил до любить меня до конца, т. е. в
час, когда я скажу: «Мне надо умереть». Ведь я не для жизни, у меня все –
пожар. Я ни в одну форму не умещаюсь, даже в наипростейшую – своих стихов! Не
могу жить, Все не как у людей».
Ведущая: В одиночестве, в
состоянии депрессии Марина покончила с собой 31 августа 1941года.
Ведущая: 31 августа в 1941 году Цветаевой не стало. Она покончила с собой в сенях
деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома.
Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгода погиб на
войне ее сын.
Стихотворение
« Прохожий…»
Ведущая: Могила
Марины Цветаевой утеряна, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище
и поставлен памятник поэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия,
прозаические произведения, статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов
написано разными композиторами в наш век, а сколько их еще будет написано!
СЛАЙД – Музеи Марины
Ведущая: Осталась
фотогалерея, а так же воспоминания и критические работы по творчеству
Цветаевой.
Музеи там, где жила поэт в разные годы: Москва,Таруса, Елабуга, Коктебль, Прага, Берлин, Париж.
Ведущая: Поисками
могилы Цветаевой занимался профессор нашего Ставропольского Государственного
Университета Вячеслав Михайлович Головко. Он встречался с сестрой
Цветаевой -Анастасией Ивановной и дочерью Марины - Ариадной, когда те еще
были живы. Недавно вышла в свет его книга, ставшая раритетом. Это «”Через Летейски воды…”: Марина
Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах». В основе книги – уникальный
архив Головко, материалы и документы о последних днях жизни, о трагической
гибели поэта 1941 г. в Елабуге, сведения из рассказов елабужских квартирных
хозяев поэта – Бродельщиковых.
Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со стихами и публицистикой Цветаевой.
Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со стихами и публицистикой Цветаевой.
Ведущая: Создано более 200 сайтов в Интернете
о Марине Цветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные
композиторы и звездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом,
автором–«текстовиком» современных песен.
Стихотворение
« С любимыми не расставайтесь…»
Ведущая: Она сейчас - самый
востребованный поэт ХХ1 столетия. Об этом говорят отзывы из разных
Интернет-форумов. По таланту Поэта Цветаевой можно ставить вровень с Пушкиным,
которого она боготворила.
Ведущая:
Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой. Но лучше всего о поэте говорят ее
стихи:
«Летят они, - написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век»
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век»
Ведущая: Мария –
удивительно современна, потому что проповедовала вечные ценности. «Моим стихам,
как драгоценным винам, настанет свой черед , - строки, написанные в 1913г. юной
Цветаевой, можно принимать как пророчество.
Ведущая: Современные
музыканты часто обращаются к произведениям Цветаевой.
Песня « О бедном
гусаре замолвите слово…»
Ведущая:
У Марины
Цветаевой есть стихотворение «Тебе – через сто лет!», обращенное к нам, с
такими грустными строками:
«Друг! Не
ищи меня, Другая мода!
Меня не помнят даже старики. - Ртом не достать! –
Через Летейски воды Протягиваю две руки»
Меня не помнят даже старики. - Ртом не достать! –
Через Летейски воды Протягиваю две руки»
Песня «Посвящение женщине» Гвердцители
Т.
Ведущая: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз убедиться, доказать: поэзия
великого русского поэта Марины Цветаевой, как высочайшее искусство слова,– вне
времени и моды. И как она пыталась дотянуться к нам обеими руками через Лета,
Летейски воды, так и каждый из нас, любителей поэзии, сейчас пытался дотянуться,
коснуться всеобъемлющей души поэта.
Ведущая: Нам
остается поблагодарить гостей, пришедших на этот вечер памяти великого русского
поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную –
Ведущая: Всего
вам доброго. До новых встреч!
(На фоне
песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…» финал и общее
фотографирование).
«Крылатая женщина – поэт Марина» Конкурс знатоков жизни и творчества М.И.
Цветаевой
1.
Когда
и где родилась М. Цветаева? (в 1892
г ., в Москве);
2.
Кем
были мать и отец поэтессы?
3.
Как
называется 1-я книга Цветаевой? («Вечерний альбом»);
4.
О
чем писала Цветаева и кому посвящала она свои стихи?
5.
Назовите
любимое дерево поэтессы, которое она часто упоминает в своем творчестве.
(Рябина);
6.
Вспомните
название драмы Цветаевой, название которой совпадает с именем ее дочери.
7.
Как
называется небольшой городок на Оке, где любила проводить лето семья Цветаевых?
(Таруса);
8.
Кому
из великих поэтов посвятила Цветаева циклы стихов? (Пушкину, Блоку, Ахматовой);
9.
Закончите
четверостишие:
«Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн…» (Богослов);
10.
Как Цветаева назвала свою книгу стихов,
изданную в эмиграции? («После России»);
11.
Назовите город, которому посвящено данное
стихотворение:
«Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех
счетом: сорок сороков –
Колокольное семихолмие!» (Москва).
Список используемой литературы:
1.
Марина
Цветаева. Стихотворения и поэмы. Волгоград, 1989г.
2.
Бодрова
Н.А. Творчество А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой в школьном изучении. Самара,
1994г.
3.
Орлов
В. М. Цветаева. Судьба. Характер. М.:
Просвещение, 1990г.
4. Литература в школе. 1991г. №3, 5.
1.
Уроки нравственности (из опыта работы учителей
русской литературы в старших классах). г.Йошкар – Ола, 1994г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий