Библиотекари
познакомили присутствующих с личной и творческой жизнью поэта. Особое внимание
было уделено деятельности поэта в годы Великой Отечественной войны, о том, как
попал в плен к фашистам и бежал из него, о влиянии военного опыта на творчество
писателя.
С большим
удовольствием все пели популярные песни автора: «Лизавета», «Моя любимая», «А
годы летят», «Комсомольцы-добровольцы», «Дорога на Берлин»",
"Случайный вальс", «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» и др. Были
показаны отрывки из кинофильмов: «Александр Пархоменко», «Истребители», «Добровольцы»,
«Сердца четырех», «Мечте навстречу», в которых звучали песни на слова Е.
Долматовского.
В
заключение присутствующие смогли познакомиться с книгами стихов и прозы
замечательного поэта – песенника. Его творчество — это отражение настроения,
жизни, чувств и мыслей современников поэта - фронтовика, их боль и радость. За
свою творческую жизнь Евгений Аронович издал 22 – а сборника своих стихов и
поэм. Самая известная поэма – «Поэма о сталинградцах».
Встреча
прошла в тёплой дружеской атмосфере, одним – предоставила возможность
познакомиться с творчеством поэта-песенника Евгения Долматовского, другим вспомнить незабываемые строки, ставшие
поистине народными.
#ГорячийснегнашейПобедыГодПАМЯТИ2024-2025
#СТАЛИНГРАД2024-2025Победы
#ГорячийснегнашейПобеды2024-2025ПамятиНЕТзабвенья
«Поэт, который выразил войну» - Евгений Долматовский.
портрет
Ведущий
«Имена ваши
Мы нанесем на гранитные плиты,
На бетон и на мрамор
И вплавим в металл.
Повторим нашу клятву:
Никто не забыт, и ничто не забыто,
И добавим:
Без вести никто не пропал!»
Евгений Долматовский
Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат
музы. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал
голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Их яркие зарисовки,
реалистичные репортажи с мест сражений, расходились на фронте среди солдат,
поднимали боевой дух в тылу. Именно они – поэты-фронтовики, проведя свою
молодость на полях сражений, донесли до нас историю человеческих судеб и
поступков людей, от которых иногда зависела жизнь.
Ведущий:
Они правдиво описали в своих
произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь
в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое
дезертирство. Творческое поколение, рожденное войной поэты-фронтовики – это
отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и
послевоенного периода.
Ведущий: В год празднования 80-летия Победы в Великой
Отечественной войне мы хотим рассказать о поэте-песеннике,
прозаике, сценаристе, переводчике, фронтовом корреспонденте Евгении
Долматовском, которому 5 мая
исполнилось 105 лет со дня рождения.
Наверное,
не будет преувеличением сказать, что
несколько поколений людей росли под звуки песен на стихи Евгения Долматовского.
Практически каждый из нас, рожденных в СССР, помнит, голоса ведущих концертов,
произносящие: "Музыка Марка Фрадкина, Василия Соловьёва-Седого, Никиты
Богословского, Матвея Блантера, Александры Пахмутовой и ещё более десятка еще
не менее знаменитых фамилий на слова Евгения Долматовского.
Ведущий: Вряд ли кто не вспомнит
строчки из его песен: "Любимый город может спать спокойно... ", "Всё
стало вокруг голубым и зелёным...", "Ты ждёшь, Лизавета, от друга
привета...", "За фабричной заставой...", "Платком взмахнула
у ворот моя любимая", "И лежит у меня на ладони, незнакомая ваша
рука", "Запели птицы до рассвета, это добрая примета", "Я
Земля! Я своих провожаю питомцев..." и так далее. На самом деле эти
запомнившиеся очень многим строчки можно перечислять очень и очень долго.
Ведущий: Поэт-песенник Евгений
Аронович Долматовский родился 5 мая 1915 года в Москве, в еврейской семье
известного московского юриста и сотрудницы библиотеки.
Фото родителей
Из семейной биографии следует, что дедушка по
материнской линии Меер Нутович принадлежал к купеческому сословию, дедушка
Моисей Лейбович владел магазином готового платья и стал купцом 1-й гильдии.
Портрет Долматовского
Детские годы Женя провел в Ростове-на-Дону, а в Москву
вернулся в 1924 году. Писать
стихи он начал еще в детстве - возможно на столь раннее приобщение к поэзии
повлияла профессия мамы.
А вот отца поэтические устремления сына, по всей видимости, не очень
радовали. Женя был поздним ребенком, и отец рассчитывал на то, что сын станет
продолжателем его дела. Но юридические науки не увлекали мальчика, и по совету
отца Евгений Долматовский поступил в педагогический техникум.
Ведущий: Во время учебы в
педагогическом техникуме он с 1929 г. начал публиковаться в пионерской прессе и
пока учился на педагога-воспитателя, продолжал сочинять и печататься. Долматовский работал
детским корреспондентом в периодических изданиях для пионеров: «Пионерская
правда», «Пионер», «Дружные ребята». Женя
увлекался творчеством Владимира Маяковского и нередко ходил на его выступления.
Однажды
школьный товарищ Евгения, сын Сергея Есенина Юрий, предложил ему показать свои
творческие начинания главному советскому футуристу.
Ведущий: Тогда Маяковский часто бывал в доме
в Брюсовом переулке, где в то время жили Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх,
мать Юрия. Юный поэт согласился, однако отзыв его не обрадовал. Владимир
Маяковский раскритиковал произведения Долматовского за слепое подражание Шарлю Бодлеру,
Брюсову, Гиппиус и назвал
его Ахматовой в коротеньких штанишках и дал совет: «Если хочешь
писать — пиши только о том, что сам знаешь и пережил, иначе будет смешно
получаться».
Ведущий: Пастернак заступился
за мальчишку: «Он же еще совсем ребенок!» Тогда Маяковский ответил в
своем репризном духе: «Если ребенок, пускай ездит на трехколесном
велосипеде. А если взялся писать стихи, пускай становится самим собой». Юноша воспринял критику болезненно
и в тот же вечер изорвал свою тетрадь со стихами.
Ведущий: Когда начались
комсомольские стройки, он отправляется работать на строительство московского
метро –
на самую громкую московскую стройку, о которой тогда много говорили и писали.
Надел спецовку, взялся за вагонетку, толкал ее по рельсам – и вполне приобщился
к миру передовиков-пролетариев. Он много писал о метростроевцах – и неизменно в
романтическом духе в мемуарной
книге «Было» и в романе в стихах «Добровольцы».
В 1958 году
вышел фильм, по этому роману, там впервые прозвучали, с экрана, одни из многих
песен Евгения Долматовского, которые на слуху и любимы народом
«Комсомольцы-добровольцы» и «А годы летят…».
ВИДЕО Песня из фильма (2 в 1) – 3.47
Ведущий: Его первая
небольшая книга лирических стихов — сборник «Лирика» была опубликована в 1934 году. В 1935 году вышел следующий
поэтический сборник под названием «День»
(именно его редактором стал Багрицкий). В 1937 году Евгений окончил Литературный институт.
Однажды вернувшись домой из командировки, Евгений
узнал, что его отец - Арон
Моисеевич Долматовский арестован по обвинению в
контрреволюционной деятельности. Он был знаменитым адвокатом с
дореволюционных времен. И, наверное, во многом – человеком старорежимным.
Как-никак, сын купца первой гильдии. А в Ростове-на-Дону еврею достичь такой
торговой чести было непросто. Приходилось и с начальством ладить, и на
православную церковь щедро жертвовать. Скорее всего, он был скептиком и в
царские, и в советские времена. Трудно не оказаться скептиком настоящему
адвокату.
Ведущий: Сразу после
ареста Евгений и его родные хлопотали за отца. Дошли до самого Вышинского,
вхожего в свое время в их дом, но тот выгнал просителей прочь. Больше
отца Женя не видел, но до последнего верил, что он жив. Только спустя долгие
годы, он выяснил, что отца почти сразу же расстреляли. Евгению повезло,
что не отправился вслед за отцом.
Ведущий: В конце 30-х гг.
по поручению Александра Фадеева отправился уполномоченным Союза писателей на
Дальний восток. По результатам поездки он написал «Дальневосточные стихи», за которые получил орден «Знак почета».
Ведущий:
Я все
вспоминаю тот дачный поезд,
Идущий в зеленых лесах по пояс,
И дождь, как линейки в детской тетрадке,
И юношу с девушкой на площадке.
К разлуке,
к разлуке ведет дорога…
Он в новенькой форме, затянут строго;
Мокры ее волосы после купанья,
И в грустных глазах огонек прощанья.
Как жаль,
что вагоны несутся быстро
И день угасает в дожде, как искра!
Как жаль, что присматриваются соседи
К безмолвной, взволнованной их беседе!
Он держит
ее золотые руки,
Еще не умея понять разлуки,
А ей этой ласки сегодня мало,
Она и при всех бы поцеловала.
Но смотрят
соседи на юношу в форме,
И поезд вот-вот подойдет к платформе,
И только в туннеле — одна минута —
От взглядов сокрытая часть маршрута.
Вновь дождь
открывается, как страница,
И юноша пробует отстраниться.
Он — воин. Ему, как мальчишке, стыдно,
Что грустное счастье их очевидно.
…А завтра
ему уезжать далеко,
До дальнего запада или востока.
И в первом бою, на снегу, изрытом
Свинцом и безжалостным динамитом,
Он вспомнит тот дождик,
Тот дачный поезд,
Идущий в зеленых лесах по пояс.
И так
пожалеет, что слишком строго
Промчалась прощальная их дорога.
Ведущий: Так совпало – вскоре после расстрела
отца, в 1939 году
Долматовский стал известным поэтом. Выходили публикации, сборники, а песни его
зазвучали повсюду. Наш герой стал самым очевидным подтверждением максимы «Сын
за отца не отвечает». Гибель отца не привела его не только к протестным
настроениям, но и к сомнениям, бросающим тень на советскую власть. Для него это
была просто семейная трагедия.
Ведущий: Вместе с поэтом
Владимиром Луговским и композитором Матвеем Блантером в 1939 году Евгений
Долматовский пишет песни «Казаки-казаченьки» и «Марш 52-дивизии».
В
1939 г. пришла к нему и первая
действительно всесоюзная слава.
Еще до войны он написал красивое стихотворение «Любимый
город».
Когда
снимали фильм «Истребители», в
котором снимались известные в то время актеры: Борис Андреев, Петр Алейников, а
также Марк Бернес, то срочно искали песню, которая бы отразила бы судьбу
главного героя фильма. По дороге в Киев, где снималась лента, Долматовский
встретил летчика, улетавшего в Испанию (возможно, это легенда, но кто знает).
Это был герой Советского Союза Анатолий Серов, вскоре погибший в
авиакатастрофе.
Ведущий: Так родились
слова знаменитой песни:
В
далёкий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает:
Знакомый дом, зелёный сад и нежный взгляд.
Спетые
гениальным Марком Бернесом они разлетелись по всей стране, став любимыми для
миллионов на долгие десятилетия.
Отрывок из фильма с песней 2.13
Ведущий: В том же 1939-м
Евгений получил орден «Знак почёта». Самую настоящую государственную награду.
Сталин умел награждать молодых литераторов. Орденоносец – это уже статус. Это
слово в те времена указывали даже при публикации стихов, даже в титрах
кинофильмов.
Ведущий: Долматовский
участвовал в «освободительном походе Красной Армии» 1939 года, когда к
Советской Украине и Белоруссии были присоединены земли, на которые, как были
убеждены товарищи поэта и он сам, Польша прав не имела. Там он написал песню,
которая стала народной в годы Великой Отечественной – «Моя любимая»:
В
кармане маленьком моем
Есть
карточка твоя –
И
значит, мы всегда вдвоем,
Моя
любимая…
Сам Матвей
Блантер подарил этим стихам мелодию. Получилась одна из самых тонких
лирических песен того времени. Лучше всех ее пел Сергей Лемешев.
Песня моя
любимая 2.17
Портрет Долматовский
на войне
Ведущий: С началом Великой Отечественной войны Евгений Долматовский стал служить
военным корреспондентом и находился в действующих частях РККА. В 1941-м он буквально прорвался на
фронт и встретил Великую Отечественную на границе, от которой вместе со своей
фронтовой газетой и армией с боями отступал до украинского села Подвысокое, где
в лесном урочище «Зеленая брама»
принимал, уже в полном окружении, смертные бои с нацистами, был ранен в голову
и в руку, до неузнаваемости был обмотан санитаркой бинтами и так попал в плен,
в знаменитый концлагерь Уманская яма,
откуда сумел бежать. А не повязка бы – непременно был бы расстрелян как еврей и комиссар.
Ведущий: Из плена он пытался бежать
дважды, вторая попытка оказалась удачной - вот тут на самом деле повезло
по-крупному.. Скрывался на оккупированной территории. Его спасла украинская
крестьянка Марина Михайловна Вербина: выходила, вылечила его рану. Уже после войны он
разыскал свою спасительницу. И в дальнейшем не раз навещал ее. Он
называл ее второй своей матерью и часто ездил к ней.
Ведущий: А ведь коллеги-литераторы были
уверены, что Долматовский погиб. Говорят, что Симонов посвятил ему эти строчки:
Мы не увидимся с тобой,
А женщина еще не знала;
Бродя по городу со мной,
Тебя живого вспоминала.
Коллеги
даже устроили вечер памяти, на который пригласили мать Евгения. Женщина,
однако, не пришла, передав собравшимся через Александра Твардовского: «Сын жив,
я знаю».
Ведущий: Долматовский бежал
из плена и переправлялся через Днепр. Тяжёлой и тревожной была эта переправа
через реку в дырявом челне под прикрытием октябрьских сумерек. Но ещё тяжелей
было расставаться с Днепром, со всем тем, что осталось за огненной чертой
фронта. В душе горестно звучали слова: «Ой, Днепро, Днепро…». А осенью в Урюпинске, куда
он прибыл после побега, поэт встретился с композитором Марком Фрадкиным,
гастролировавшим вместе с ансамблем песни и пляски Юго-Западного фронта. В
одном из домов жителей города они нашли пианино и два дня работали над песней,
которая заставила плакать даже мужчин и верить в нашу победу. Она покорила
сердца.
Ведущий: Ты увидел бой,
Днепр-отец река,
Мы в атаку шли под горой.
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он как герой… …
Кровь фашистских псов пусть рекой течёт,
Враг советский край не возьмёт.
Как весенний Днепр, всех врагов сметёт
Наша армия, наш народ.
Ведущий: Первой встречей вернувшегося к своим
из плена Долматовского была встреча в редакции с тем, кто видел его перед
пленом последним, - с Александром Трифоновичем Твардовским. Как рассказывает
поэт, оба замерли, как изваяния, заплакали и долго не могли вымолвить слова, ведь
все друзья, коллеги «давно уже меня похоронили».
И еще один
удивительный случай связан с пребыванием Долматовского в плену. Галина
Евгеньевна так рассказывала эту историю со слов отца: "Когда отец попал в
плен с группой военных командиров, фашисты завели пленных в здание школы,
усадили за парты, и генерал фон Даниэльс стал ораторствовать перед ними, что
СССР разгромлен, а вермахт непобедим.
Ведущий: Но потом, когда отцу удалось бежать из плена,
произошла вот какая история. В феврале 1943 года он узнал, что среди
гитлеровских военачальников, взятых в плен под Сталинградом, есть и фон
Даниэльс. Долматовский обратился к командующему фронтом Рокоссовскому с
просьбой провести для вражеского генерала «урок истории». Даниэльса посадили за
школьную парту. В класс вошел Евгений Долматовский и по-немецки спросил: «Вы
меня не узнаете?» Тот удивился: мол, откуда ему знать. Долматовский напомнил ему
«урок истории» под Уманью".
Ведущий: А вот так описаны эти встречи самим Долматовский в
книге «Очевидец»: Генерал заговорил
несколько напыщенно, постукивая стеком по перилам крыльца. Я хорошо запомнил
его речь, несмотря на туманный заслон, вызванный ранением в голову и долго ещё
потом мучивший меня. Генерал говорил, что на днях будет взята Москва, что война
подходит к концу и останется только расправиться с Англией. Он очень умело и
как-то четко унижал нас, обещал, что так же, как мы, за партами скоро будет
сидеть и верхушка Красной Армии.
Закончив речь, Даниэльс несколько картинно покинул крыльцо, а мы остались
сидеть за партами, не в силах глянуть друг другу в глаза.
Детские размеры парт помогали нам не упасть.
Ведущий: После
плена были проверки в Особом отделе НКВД, и Долматовскому снова
повезло - после проверок в январе 1942 года в звании батальонного комиссара он
вернулся в строй (тут тоже действительно повезло, как везло не каждому). Говорят,
что его спас генерал Александр Родимцев, с которым они были знакомы ещё с 1939
года. Пригрел, дал отменную характеристику. В январе 1942 года в
звании батальонного комиссара (майор) он вернулся в строй. Под Сталинградом
получил ранение ноги. Всю жизнь они потом дружили. А про гибель двух
армий в Уманском котле Долматовский потом писал – и в стихах, и в прозе.
Ведущий:
Про Евгения Долматовского не зря говорили: «Поэт, который выразил войну». Все произошедшее с ним отражено в
поэме «Пропал без вести», которая
считается, лучшим произведением Евгения Долматовского в годы войны,
представляет собой первую часть поэтической трилогии «Одна судьба», написанной
в 1942–1946 годах и, конечно же в воспоминаниях «Было: Записки поэта».
У него есть
строки, в стихотворении – которые, воспринимаются как анкета всех людей его
поколения:
«Я родился в войну мировую,
Зналось детство с гражданской
войною,
И прошёл полосу моровую,
И макуха
Знакома со мною,
И разруха
Знакома со мною.
Старый мир напоследок калечил,
Но убить нас не смог он.
Одному поколенью на плечи –
Не слишком ли много?»
Ведущий: Боям под Уманью
посвящена его военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама». Так называлось урочище на Украине, где в 1941
году попали в окружение соединения 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта.
Фото книги
Благодаря «Зелёной Браме» Долматовского люди узнали, как
воины 10-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений «отходили
последними, прикрывая другие части». Как в беспрерывных схватках её 66-й полк
«превратился в батальон, батальон – в роту, и рота та впоследствии погибла
полностью». Как обессиленные бойцы и командиры 77-го полка дивизии в окружении
вынуждены были неделями питаться одной травой. Дупла деревьев в лесу
изобиловали диким мёдом, но после него нестерпимо хотелось пить. А в округе не
было ни одного ручья, и жажду приходилось утолять, слизывая с листьев росу. Как
поднимались в убийственную атаку раненые солдаты 75-го полка: патронов не
оставалось, одна рука – на самодельном костыле, сработанном из ветки дерева, в
другой – последняя граната... Сводный отряд этой воинской части, возглавляемый
комвзвода Александром Шаповаловым, практически безоружным напал на отдыхавших в
селе Копенковатом гитлеровских горных егерей. И те в страхе бежали!
Ведущий: Поэт считал долгом
вернуть доброе имя своим товарищам по оружию, которые были с ним в плену и
которым, как и ему, приходилось годами доказывать, что они не предатели.
В
окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох,
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох..
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
И голубые тени.
Ты далеко. Тебя здесь нет.
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, –
Им тут светлее станет.
Любовь моя – сирень твоя
Сияет и не вянет.
Ведущий: «Он говорил, что нужно найти
всех пропавших без вести, соратников по Уманскому концлагерю, по сражению в
Зеленой браме, а когда «Зеленая брама» вышла и пошел поток писем, ящик домашний
не вмещал эти письма. Ему пришлось завести ящик на почте, и, однажды, я помню,
с ним случилось - он пошел на почту и получил 300 писем», - рассказала дочь Е.
Долматовского – Галина Евгеньевна Долматовская.
Ведущий: На фронте Евгений Долматовский встретил свою любовь,
фронтового фотокорреспондента Наталью Боде
Фото Долматовский и супруга Наталья
(до войны Долматовский уже был женат
- он женился, когда ему было 22 года, первая жена - Софья и как очень многие,
этот брак распался во время войны). (От этого брака у него осталась дочь
Галина).
В последующих браках у него родились две дочери Наталья и Ольга. Он был
четырежды женат.
Ведущий: Евгений Долматовский был
свидетелем встречи на Эльбе и присутствовал при подписании акта о капитуляции
Германии в 1945 году. Он 1 мая 1945 года вел протокол переговоров
генерал-полковника Василия Чуйкова с комендантом Берлина генералом Гансом
Кребсом о сдаче столицы рейха. На своем командном пункте в Берлине его попросил
это сделать сам Чуйков, хорошо знавший поэта еще со сталинградских боев. Они
были молоды, они были победителями и впереди у них была вся жизнь.
Ведущий: Есть еще такая забавная
фотография – Долматовский шагает по освобожденному Берлину с головой Гитлера в
руках.
Фото
Долматовский с головой
История
этого фото - тоже еще одна легенда. В зале заседаний рейхстага Долматовский под
трибуной нашел отколовшуюся бронзовую голову Гитлера. «Поднял я её и пошел на
улицу. У Бранденбургских ворот выбросил голову Гитлера, и она со звоном
покатилась по брусчатке под смех наших солдат» Это один из самых выразительных
кадров Победы.
Не
ждем тишины,
Мы юности нашей,
Как прежде, верны.
А сердце, как прежде,
горит от того,
горит от того,
Что дружба превыше всего.
Фото Долматовский
военный
Ведущий: Вспоминая военные годы, Евгений
Долматовский говорил: «Смерти я не боялся никогда, потому что уже
считал себя мертвым». И с тех пор поэт всегда воспринимал жизнь как
подарок. Долматовский дошел до Берлина и написал множество песен о Великой
Войне и Великой Победе.
Многие из
них звучали в популярных кинофильмах «Истребители», «Александр Пархоменко»,
«Встреча на Эльбе», «Мечте навстречу», «Сердца
четырех», «По семейным обстоятельствам».
Ведущий: Несмотря на весь
пережитый ужас, он был уверен, что бойцам необходима хотя бы толика тепла,
памяти о родных и любимых, а иногда и удалого солдатского веселья – была, не
была, один раз живём. "Моя любимая", "Офицерский вальс",
" Дорога на Берлин" - каждая из этих песен имеет свою историю
создания, и заслуживает отдельного рассказа.
Ведущий: В 1942 году в
Ташкентской киностудии снимали фильм о гражданской войне «Александр
Пархоменко». Как раз туда из Киевской киностудии эвакуировался композитор
Н. В. Богословский. На стихотворение Долматовского была создана песня «Лизавета». Названа по имени одной из героинь фильма,
посвященного старому большевику, легендарному герою Гражданской войны. Авторы
песни — композитор Никита Богословский и поэт Евгений Долматовский — очень
точно отразили в ней настроение времени и, что примечательно, угадали, в какое
время года придет долгожданная Победа: «Приеду весною, ворота открою... я
вернусь, когда растает снег».
Отрывок посмотреть
2.09
Ведущий: «Ночь коротка, спят облака…» - красивая военная песня, известная
под названием «Случайный вальс», очень популярна и сейчас. А во время Великой
Отечественной войны она звучала повсюду. Проникновенный текст и мелодия, под которую
хочется кружиться в танце, не оставляли равнодушными ни бойцов, слушавших песню
в редкие минуты отдыха, ни тех, кто ждал их с фронта.
Судьба «Случайного вальса» удивительна, как
удивительно и то, что песня вполне могла бы кануть в забвение, ведь ее критиковал
сам Сталин. Вальс написали композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский,
а инициатором его создания стал маршал Константин Рокоссовский. Однажды на
заседании по случаю сталинградской победы, куда были приглашены композитор и
поэт, маршал поинтересовался их творческими планами. Долматовский ответил, что
у него есть лирические стихи о случайной встрече офицера и девушки в
танцевальном зале, которые он хотел бы переложить на музыку. Тут же придумали
название, которое всем пришлось по душе, — «Офицерский вальс».
Ведущий: Как вспоминал поэт, вдохновение к
нему пришло после беседы с летчиком-героем Василием Васильевым. Летчик
рассказал, что как-то раз в перерыве между боями станцевал всего лишь один
танец с понравившейся ему девушкой Зиной. Но очень скоро им пришлось проститься,
поскольку засигналил шофёр машины, на которой должен был уезжать Василий.
Рассказав Фрадкину об этой истории, Васильев добавил: «Вот вы, композиторы,
песни сочиняете. У меня к вам просьба: напишите песню о том, что я рассказал.
Если всё точно опишете, Зина поймёт, что это о нас с ней. Может, она услышит,
откликнется вам». И действительно, через некоторое время та девушка написала на
радио письмо, в котором она просила узнать адрес лётчика. Фрадкин рассказывал:
«Мы связались с авиасоединением, где служил лейтенант. Но Василий Васильев уже
не мог ответить Зине: к этому моменту в одном из воздушных боёв он погиб…»
Ведущий: Первым исполнителем «Случайного вальса» стал Леонид Утесов,
а затем эта песня вошла в репертуар многих артистов, дававших фронтовые
концерты. Красивый вальс о зарождающейся любви, нежный, искренний, стал очень
популярным. Но вместе с популярностью пришла и критика. Причем не просто
критика, а разнос на самом высоком уровне. Рассказывали, что песней был крайне
недоволен сам Сталин, считавший, что ее слова нелепы. Генералиссимуса особенно
возмутили строки «И лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». «Как так —
рука девушки на погоне? Наши советские офицеры — гиганты! Разве может ее рука
достать до погона?». Досталось и танцам. По мнению Сталина, советский командир
должен был не танцевать, а воевать.
Ведущий: Были раскритикованы и другие строки.
Почему офицер пришел в незнакомый дом? Почему танцует с незнакомой женщиной? И
почему при этом чувствует себя так вольно? Досталось даже названию. Слово
офицер, после революции замененное на «командир», вернулось в Красную армию
лишь незадолго до написания песни, и пока еще не вошло в обыденный лексикон,
оставаясь пережитком белогвардейского прошлого. Так «погон» превратился в
«ладонь», «Офицерский вальс» стал «Случайным вальсом», а строки о
«легкомысленном» танце и вовсе запретили к исполнению. Но даже на этом цензура
не ограничилась. Сразу после войны «Случайный вальс запретили полностью». Песня
больше не звучала по радио и была изъята из репертуаров артистов. Мелодия вновь
вернулась на сцену лишь с наступлением оттепели.
Песня «Случайный
вальс»1.54
Ведущий: В конце войны
Долматовский играючи написал песню «Дорога на Берлин» (снова вместе с
Фрадкиным) – и получилось предзнаменование Победы. История этой боевой
оптимистичной песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который
только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений
Долматовский набросал несколько незатейливых строк. Под названием
«Улицы-дороги» стихи были опубликованы во фронтовой газете «Красная Армия». А
так как эти строчки просто просились в песню, вскоре композитор Марк Фрадкин
написал на них задорную музыку и передал новую песню Леониду Утёсову.
Ведущий:
Оказалось, что текст песни... коротковат. Дело в том, что свои стихи
Долматовский заканчивал призывом идти на Минск. Но в начале июля 1944 года
Минск оказался освобождён, и Утёсову пришлось подстраиваться под ситуацию.
«Песню «Улицы-дороги» я пел с большим удовольствием, - вспоминал Леонид
Осипович, - она всегда имела успех. Одна беда - песня скоро начала стареть.
Ведь кончалась она призывом: «Вперёд, на Минск!» А в июле 1944 года столица
Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад,
и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест,
Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами «На Берлин!». Песня
снова стала злободневной. Думаю, что автор не обиделся на меня за это».
Так она и звучала по радио до самой Победы,
до взятия нашими войсками Берлина. При записи на пластинку песня получила новое
название «Дорога на Берлин».
Дорога на Берлин 2.36
Ведущий: В
тяжелые годы автор успел выпустить сборники стихов о войне «Московские
рассветы», «Степная тетрадь», «Вера в победу» и «Стихи издалека».
В 1949 году
вышел поэтический сборник Евгения Долматовского «Слово о завтрашнем
дне», отмеченный государственной премией СССР. В
книгу также вошла поэма "В юности" и правдивые легенды "Легенда
о первом салюте", "Легенда о Тамаре", "Легенда о
деревьях" .
Ведущий: Сразу после войны на Долматовского обрушилась новая волна
успеха. И связано это было с песней «Все стало вокруг голубым и зеленым» из
кинофильма «Сердца четырех». Исполняла ее Валентина Серова. Фильм
был снят в 1941 году и должен был выйти на экраны в июне. Не вышел из-за войны.
Справедливо решили, что опереточный образ военного в этой музыкальной комедии
не подходит трагическому моменту. Картина вышла на экраны после Победы и стала
неимоверно популярной.
ВИДЕО 2.58
Ведущий: Есть у Евгения Долматовского песня:
«Родина слышит, Родина знает», музыку к ней написал
Дмитрий Шостакович. Долматовский написал ее в 1950 г., восхищаясь подвигами военных
летчиков. Мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в
60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики. В сохранившейся стенограмме
старта Юрия Гагарина записано, как он напевал «Родина слышит», а сам он после
приземления отметил: «… Был полон радости, когда
коснулся Земли. Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает».
Ведущий:
Родина
слышит,
Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает.
С дружеской лаской, нежной любовью
Алыми звездами башен московских,
Башен кремлевских,
Смотрит она за тобою.
Родина слышит,
Родина знает,
Как нелегко ее сын побеждает,
Но не сдается, правый и смелый!
Всею судьбой своей ты утверждаешь,
Ты защищаешь
Мира великое дело.
Родина слышит,
Родина знает,
Что ее сын на дороге встречает,
Как ты сквозь тучи путь пробиваешь.
Сколько бы черная буря ни злилась,
Что б ни случилось,
Будь непреклонным, товарищ!
Ведущий: И ставшая символом не сбывшихся
космических побед человечества фраза - «И на Марсе будут яблони цвести» - она
тоже его авторства.
В 1960-е годы на
экраны вышел фильм «Мечте навстречу». Специально для этого фильма композитор
Вано Мурадели написал музыку на стихи Евгения Долматовского. Песни «И на Марсе
будут яблони цвести» и «Я — Земля» обрели огромную популярность и стали
символом первых лет советской космонавтики.
Песня «И на Марсе
будут яблони цвести»3.13
Ведущий: Евгений Долматовский был не только поэтом и журналистом, но
и публицистом, переводчиком, членом Союза писателей СССР. Кроме поэзии, писал
Долматовский и прозу: книги о Че Геваре и об Альенде, воспоминания о
товарищах-однополчанах, с которыми прошел до самого Берлина, сценарии. Более
двадцати лет, начиная с 1960-х, занимался литературной критикой, переводами,
редакторской и составительской работой.
Ведущий: В
1965 году он написал книгу «Из жизни поэзии». В 1981 году вышла его книга
«Молодым поэтам».
В 1970–1990-е годы Долматовский составил книги очерков и
воспоминаний «Автографы Победы», «Очевидец».
Он описывал встречи и события своей жизни; публиковал
найденные сведения об участниках Великой Отечественной войны, связанных с
разгромом частей Советской Армии в селе Подвысокое в 1941 г. и о тех, кто
расписался на стенах рейхстага в 1945 г.
Ведущий:
Юбиляр-поэт, военный корреспондент Евгений
Аронович Долматовский на колонне рейхстага нацарапал свою фамилию, о чем
впоследствии написал в стихотворении «Берлин, 2 мая»:
Идут гвардейцы по Берлину
И вспоминают Сталинград.
Так вот предел дороги длинной,
Скопленье сумрачных громад...
Ведущий: После
войны Евгений Аронович работал в Сталинграде, он — автор сценария фильма «Поэма
о сталинградцах», который снял режиссер Виктор Магатаев на Волгоградской
телестудии в 1987 году. Фильм был посвящен 45-летию начала Сталинградской
битвы.
Поэт-песенник
принял участие в съемках документальных фильмов «Композитор Никита
Богословский», «Эдуард Асадов. Сражаюсь, верую, люблю», «...Всё, что на сердце
у меня...» и «Самая высокая…».
Ведущий: В
1970 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Евгением Долматовским
к 25-летию Победы, была,
написала песня "Весной 45-го года". По непонятным причинам, песня
не получила такой популярности, как, например, созданная через 5 лет песня
"День Победы", хотя тематика та же, обе созданы к годовщине, поэты -
участники войны, и композиторы написали замечательную музыку.
Тем не менее, "Весну 45-го года"
исполняли и первый военный ансамбль страны - Дважды Краснознамённый Ансамбль
имени Александрова, и такие популярные исполнители, как Юрий Богатиков и Иосиф
Кобзон.
Посмотреть весна 45 го года Юрий Богатиков1.44
Ведущий: Стихи Долматовского не
зря считают эталоном гражданской лирики, а его песни стали связующей нитью для
поколений. Песни сочинителя исполняли Утесов и Бернес, Зыкина и Гуляев,
Толкунова, Кобзон и Анна Герман. Евгений Долматовский на протяжении всей жизни вел большую переписку.
Среди адресатов – президент СССР Михаил Горбачев, секретарь ЦК КПСС Михаил
Суслов, поэты и писатели Маргарита Алигер, Николай Бажан, Николай Вирту, Семен
Гордеев, Даниил Гранин, Корнелий Зелинский, Владислав Озеров, Натан Рыбак.
Среди авторов писем – актриса Любовь Орлова; режиссеры Роман Кармен и Виктор
Комиссаржевский; художники Борис Ефимов и Мюд Мечев; композиторы Дмитрий
Шостакович, Александра Пахмутова, Александр Дунаевский; поэты и писатели Роберт
Рождественский, Константин Симонов, Леонид Первомайский, Александр Жаров и
многие другие.
Ведущий: До последних дней поэт преподавал в
Литературном институте, где сам когда-то учился.
Фото Долматовский
Долматовский прожил 79 лет. И мог
бы прожить дольше, если бы не трагическая случайность. Поэт вышел из здания
Литературного института, когда на него наехала машина. Сначала показалось, что
удар не сильный. Поэт не стал менять планы — он собирался
ехать на дачу. Водитель машины, наехавший на Долматовского, отвез поэта на
вокзал, где он сел на электричку, вместо того, чтобы отправится к врачу. Снова
его фирменный оптимизм. И легкомысленность, которую он сам в себе признавал. И
говорил, что без нее, пожалуй, не пережил бы в своей жизни все то, что ему
выпало пережить. Он приехал на дачу. А через пару дней слег. Так получилось, что умер он от последствий
фронтового ранения: осколок, сидевший в его голове, сдвинулся с места и привел
к инсульту.
Как писал поэт-фронтовик Семён Гудзенко, «мы не от
старости умрём – от старых ран умрём». Почти
целый год Евгений Долматовский лежал. Потом вроде стал идти на поправку. Но,
увы…
Ведущий: 10-го сентября 1994
года Евгений Долматовский умер, оставив после себя более 20 сборников стихов,
книгу воспоминаний и песни, которые теперь в трудную минуту помогают уже
другим. В его честь даже
назвали одну из аудиторий.
Фото могила
Ведущий: Могила
Долматовского находится на Новом Донском кладбище, в аллее, проходящей вдоль
старинной южной стены Донского монастыря. Здесь же нашли последнее пристанище
его жена, мать, брат и дядя, на общем надгробии также выбиты фамилия и инициалы
отца Арона Моисеевича.
Ведущий: Таланту
Долматовского и его прекрасным песням отдали должное и народ, и правительство.
В разное время ему вручены: ордена «Знак Почета», Красной Звезды и Октябрьской
революции; медали «За боевые заслуги» и имени Александра Фадеева; Сталинская
премия и премия Союза писателей и Госкомиздата; два ордена Отечественной войны
и два Трудового Красного Знамени.
Ведущий: Песни на стихотворения
Евгения Долматовского очень быстро стали народными для целого ряда поколений. Всего в библиографии Долматовского более
восьмидесяти стихов, поэм и песен ( песен - около сорока). Многие из них
сегодня воспринимаются как неотъемлемая часть того времени, а многие считаются
даже народными.
Ведущий: Пусть многие теперь забыты, да и
поначалу хитами не были, зато и подлинные шедевры создавались. Сам Долматовский
в мемуарах говорил, что судьбы песен неисповедимы, и какая именно прогремит,
угадать невозможно. Помним мы о них и сегодня, спустя долгие годы
после окончания Великой Отечественной войны.
Ведущий: Какие б песни мы не пели,
Поем мы песни той войны,
Давно не носят уж шинели,
Но помнить все о них должны!
Ведущий: А это уже ... "мирный" поэтический шедевр Евгения Долматовского и его
постоянного соавтора-композитора Фрадкина:- на любое время года. (Людмила
Сенчина - Евгений Головин.
Видео Всегда и снова
Комментариев нет:
Отправить комментарий