“Я тебя отвоюю…” |
В
чем волшебство поэзии? Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый,
А может, это просто наважденье?
И все ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку,
словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.
В октябре 2017 года Россия
отметит 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой. В рамках проведения фестиваля - конкурса «Калейдоскоп праздников» Плотниковская библиотека
(зав. Таланцева Р.В) совместно с Секачевской библиотекой (зав. Близнецова С.В) провели литературно
– музыкальный вечер «Если душа родилась крылатой", посвященный Марине Ивановне Цветаевой. Его участниками стали читатели и жители Октябрьской сельской
территории - хутора Плотников - 2 и хутора Секачи.
Литературно – музыкальный вечер позволил всем его участникам
соприкоснуться с творчеством Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) – русской поэтессы, прозаика, переводчицы,
одной из крупнейших поэтов XX века.
Ведущие очень тонко и трогательно представили Цветаеву – поэтессу
трагического склада, трагической судьбы, оставшуюся в истории русской
литературы «одиноким духом».
Першина Яна, Данилова Любовь Васильевна - читатели разновозрастных групп успешно раскрыли
красоту и неповторимость её поэтического
творчества.
Песня на стихи
Марины Цветаевой «Мне
нравится, что вы больны не мной» и реквием «Уж,
сколько их упало в эту бездну»
прозвучали в исполнении Светланы Васильевой.
В память о поэтессе представлена танцевальная
композиция в исполнении Натальи Калашниковой
и Антона Сергеева, на музыкальную тему песни “Я тебя отвоюю…” певицы Ирины Алегровой на слова М. Цветаевой.
Светлана Васильева «Мне нравится, что вы больны не мной» |
Через прозвучавшие стихи и песни на слова Марины Ивановны
Цветаевой ведущие и участники литературно – музыкального вечера попытались
донести переживания и размышления поэтессы, ее духовный мир, красоту русского
языка и поэтического слова Цветаевой.
Моим стихам,
написанным так рано,
Что и не знала я, что
я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как
маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по
магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Яна Першина «Красною кистью рябина зажглась». |
Мероприятие сопровождалось показом мультимедийной презентации, внимание
участников привлекла книжная выставка - посвящение «Приходит Муза, вместе
с нею рифмы …».
Не
многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни
пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные
порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать
творить. И продолжением литературного вечера стало знакомство с творчеством наших земляков.
Поэзия
– чудесная страна,
Где
правит рифма целым миром!
Ей
власть особая дана
Нас
покорять звучаньем лиры!
Она
открыта тем, кто слышит
Души
движенье, мысли ход,
Кто
рифмами живёт и дышит,
Она родилась 8 октября (26 сентября) 1892 года, с субботы на
воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном старинном особняке в Трехпрудном переулке.
Рябина навсегда вошла в геральдику её поэтического творчества. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии
зимы, она стала символом судьбы. Вечер открывает
Яна
Першина стихотворением «Красною кистью
рябина зажглась».
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и
музыкальные способности.
«Кто создан из камня, кто создан из
глины» (читает Першина Яна)
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто
создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты..
– В
купели морской крещена - и в
полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Это
еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение
своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, Значит –
изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства.
Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски,
по-немецки и по-французски.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с
глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с
задумчивым взглядом.
Они встретились - 17-летний и 18-летняя- 5
мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала
камешки, он стал ей помогать- красивый грустной, кроткой красотой юноша... с
поразительными, огромными, в пол- лица глазами.
Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года за Сергея Яковлевича
Эфрона.
Ему,
любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи
о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно
и навеки…Я постоянно дрожу над ним, мы
никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь».
“Я с вызовом ношу его кольцо…”(читает Данилова Л.В)
Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
С детства она была погружена в атмосферу А.С. Пушкина, Марина
Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем
Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в
жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Но
настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не
была даже знакома. По мнению Цветаевой, “святое сердце Александра Блока”
вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему
кумиру Марина Цветаева посвящает цикл “Стихи к Блоку”.
«Имя твое-птица в руке» (читает Данилова Л.В.)
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий
пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит
на фронт. Воспитанный в семье революционных детей, Сергей Эфрон сражался против
революции в Белой Добровольческой армии на Дону. Она как будто предсказывала разлуку со своим
мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. В период
ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны. И в
подтверждении этого она пишет стихотворение «Вчера еще в глаза глядел …» Таково было за эти четыре года
ее хождение по мукам «жизни, где мы так много можем…».
“Вчера еще в глаза глядел…” (читает Данилова Л.В.)
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче — вороны!
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь
—
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу
кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Стихи Марины Цветаевой мелодичны,
задушевны, чарующи, музыкальны. К ним обращаются композиторы, и тогда они
превращаются в удивительные по красоте романсы.
На нашем
литературно – музыкальном вечере прозвучала песня на стихи Марины Цветаевой «Мне нравиться,
что вы больны не мной» в исполнении Светланы Васильевой.
Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года
Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Казалось, счастью не было конца: семья,
наконец-то, воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын-Георгий.
Стихотворение “Идешь, на меня похожий…”. (читает Данилова Л.В.)
Идешь,
на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь —
могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
В 1939 году
Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Однако надежды, связанные с
возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушались на поэтессу.
Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная
тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от
друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Марина Цветаева сводит счеты с жизнью
31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…
В память о поэтессе исполняются танцевальная
композиция в исполнении Натальи
Калашниковой и Антона Сергеева, на
музыкальную тему песни “Я тебя отвоюю…” певицы Ирины Алегровой на слова М. Цветаевой и реквием «Уж,
сколько их упало в эту бездну» в исполнении Светланы Васильевой.
В стихотворении «Моим
стихам», написанном Цветаевой в 1913 году, есть пророческие строки: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет
свой черед».
“Моим стихам,
написанным так рано…” (читает Яна Першина)
Моим стихам,
написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как
маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по
магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Свою
судьбу Марина Цветаева предсказала сама, и очень рано. Она предсказала
собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую
посмертную славу. Сейчас, после предсказанного ею забвения, настало ее время. Сегодня великую поэтессу знают и любят миллионы
людей – не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный
обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни.
Через прозвучавшие
стихи и песни на слова Марины Ивановны Цветаевой ведущие и участники
литературно – музыкального вечера попытались донести переживания и размышления
поэтессы, ее духовный мир, красоту русского языка и поэтического слова
Цветаевой. Была показана мультимедийная презентация и книжная выставка «Приходит Муза, вместе с нею рифмы
…».
Не
многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни
пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные
порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать
творить. И продолжением литературного вечера стало знакомство с творчеством наших земляков. Первое наше знакомство с творчеством
А.В. Семисотова (х. Плотников-2). С его биографией и его сборником познакомила
Данилова Л.В., прочитала стихотворение из сборника «Мечты-мечты» - Посвящение отцу «Хлеборобы». С творчеством
своих односельчан - Л.И.
Сиротиной, Е.В. Конновой,
В.А. Конновой, Т.И. Ворнониной и А.Я.
Рожнова (х. Секачи) познакомила зав. Секачевской
библиотекой Близнецова С.В. Не смотря на
свой преклонный возраст Валентина Андреевна Коннова (ей в этом году исполнилось 80 лет) и Людмила Иосифовна Сиротина откликнулись на нашу просьбу и приехали на
наш вечер. Они познакомили зрителей со своей биографией, которые изложили в стихах, начиная со своего рождения и по нынешний день. Близнецова С.В. познакомила с творчеством Е.В. Конновой,
прочитав стихотворение «Утомленные» и познакомила со стихами Т. И
Ворониной. В исполнении Яны Першиной прозвучали частушки из сборника Л.И. Сиротиной.
К мероприятию была подготовлена книжная
выставка поэтических сборников «Здесь перед нами край родной». Встреча пролетела
незаметно, действительно, стихи смогли отогреть сердца
присутствующих.
Поэзия
– чудесная страна,
Где
правит рифма целым миром!
Ей
власть особая дана
Нас
покорять звучаньем лиры!
Она
открыта тем, кто слышит
Души
движенье, мысли ход,
Кто
рифмами живёт и дышит,
В
ком жажда творчества живёт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий