Георгиевская ленточка

бабочки

вторник, 16 октября 2012 г.


Юбилей Марины  Цветаевой в Межпоселенческой районной библиотеке  МКУ «Михайловский районный центр культурного досуга и билиотечного обслуживания.
Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят – Марина, и все предельно ясно. Она сама любила все предельное и даже запредельное.
Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века! Ее биография – ее творчество.
Именно ей, женщине трагической жизни с трагическим концом... Крупнейшему поэту одной из крупнейших  поэтических эпох, было посвящено  очередное заседание клуба любителей  книги и библиотеки «Ярославна».


Литературно – музыкальный вечер  «Поэт в России - больше, чем поэт!» собрал октябрьским днем  любителей и почитателей  поэтического творчества.
 …Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед… - так звучат пророческие строчки  известного стихотворения Марины Цветаевой. И действительно многие её произведения сегодня как никогда актуальны и востребованы. Её романсы, узнаваемые всеми – «Мне нравится, что  Вы больны не мной», «У  зеркала», «Я словно бабочка к огню»  и многие другие; песни в современной обработке «Под лаской плюшевого пледа», «Я могу тебя очень ждать» сегодня популярны и  очень востребованы.
Участники  клуба поделились своим восприятиям  творчества  великой русской  поэтессы, Нина Ивановна Рожнова   прочитала свое стихотворение, написанное  и посвященное трагической  смерти Марины  Цветаевой.
Много стихов  звучало в этот вечер, посвященных  женщине.
  120-летию со дня рождения поэтессы Марины Цветаевой был посвящен литературно- поэтический  урок  «Крылатая женщина - Марина» для молодежного клуба «Собеседник».
Учащиеся прикоснулись к удивительному и загадочному миру поэзии Цветаевой. Прозвучали известные романсы на её  стихи. Мероприятие сопровождалось демонстрацией слайдов,  рассказом  о нелегкой и трагической судьбе этой удивительной женщины, о её глубоком, трогающем душу каждого человека, творчестве.
  Участники мероприятия  приняли активное участие в викторине  по творчеству великой русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой и показали глубокие знания ее творчества. После мероприятия  заинтересованные учащиеся смогли ознакомиться с книжной выставкой «Вся моя жизнь – роман с собственной душой», на которой были представлены книги Марины Цветаевой и книги о ее жизни и творчестве.
Межпоселенческая районная библиотека  г. Михайловки Волгоградской обл.
 «Поэт в России - больше, чем поэт!»
Жизнь и судьба   Марины Цветаевой
08.09.1892  -  31.08.1941
Оформление: портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи в подсвечниках, слайдовое сопровождение из музейных фотоматериалов (источник -Интернет, архив рода Цветаевых )
Музыкальное вступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А.Пугачевой.
Ведущая: Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят – Марина, и все предельно ясно. Она сама любила все предельное и даже запредельное.
Ведущая: Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших  поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом...Ее биография – ее творчество. Но все же – события, даты, имена, «версты, мили».
Ведущая:   Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.                               СЛАЙД «Род Цветаевой»
Ведущая: Пылающая и горькая рябина и стала символом судьбы М. Цветаевой, тоже «горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения». С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла себя «Поэт Марина Цветаева».
Ведущая: Мы познакомимся с личностью и трагической судьбой Цветаевой, о которой писали:
«Сгоревшая жутко и странно                                         
  Российского неба звезда».                 Сл.  3 - 4
Ведущая: М.И. Цветаева родилась 26 сентября (по стар. стилю)в 1892 г. в Москве  в высококультурной семье. Отец Иван Владимирович, – сын священника, известный европейский филолог и искусствовед, профессор Московского университета, доктор Болонского университета, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Герой труда. Умер в Москве, после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.                             Сл.  5  -  7
Ведущая:  Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано, в 1906 году, когда Марине было только 14 лет. Владея четырьмя иностранными языками очень рано начала учить языкам детей. Мечтала видеть Марину пианисткой, которая в три года сама села за рояль, а в четыре начала сочинять стихи.
                             Сл.        8  -  10
Ведущая:  Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
  Ведущая:  «После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом», - скажет Марина Цветаева после.
Ведущая:  Про себя она говорит: «Стихи печатаю с шестнадцати. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
  Стихотворение  «Моим стихам, написанным  так рано…»
СЛАЙД «Первые поэтические шаги»
Стихи из первого сборника «Вечерний альбом»: «Ошибка», «Книги в красном переплете», «В Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам, написанным так рано…» и другие.
Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи,  она выпускает довольно объемный сборник  под названием "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий  Брюсов, Николай  Гумилев, Максимилиан  Волошин. Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?
Ведущий:  Когда Цветаева отдала в печать свою 1-ю книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось восемнадцать лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной, к подругам по гимназии. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне любви - жалкое существование без смысла и цели. 
Ведущий: Летят они, – написанные наспех,
Тяжелые от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург заметил:  «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок". 
«Гордость и робость – мой союз», - скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.
Сл.   11-13.
Ведущий: Они встретились 5 мая 1911года. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Ведущий: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами,  милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой,  будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан. В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.
Ведущий:   Обвенчались М. Цветаева и С. Эфрон 27 января 1912года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя – Марина.
Ведущая: Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Ведущая: Имя Марина (от лат.) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике  напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться. Рано или поздно Марина проявляет силу своего своенравного характера. При этом в поведении чаще всего преобладает некоторая порывистость.
Песня  « Золото моих  волос»
Ведущая:   Цветаева была небольшого роста со строгой  и стройной осанкой. Золотисто - каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда. Она обладала высоким и звонким голосом. Любила слушать, но еще больше рассказывать и читать стихи.
Ведущая:   Вот что вспоминает Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой: «Стихи читали не намеренно, а как бы на большую аудиторию. Читали темпераментно… никогда не опуская концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе».
Стихотворение   «Я бы  хотела жить с Вами…»
Ведущая:   Цветаева была человеком слова, долга, действия. При всей своей скромности цену себе знала. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и юности, такою осталась навсегда.
Песня  « Я словно бабочка…»
Ведущая: Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом  в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это  горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая  умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.
Ведущая:  «Я совсем потеряна, я страшно живу. Мне стыдно, что я жива», - напишет она в письме подруге. Чувствуя себя детоубийцей, она  винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки - в 1920 году - такие строки:     Стихотворение   «Мой милый что тебе я сделала»
Ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и  стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась.  В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой  черед».
 Песня « Я могу тебя очень ждать»…..
Ведущая: В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь  эмигрантская была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
СЛАЙД – Вдали от родины
Ведущий: Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам,  подбирая остатки овощей или по лесу, собирая вязанки дров.  «Я разучилась просто гулять в лесу», - писала она на Родину подруге. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического
Ведущая: В 23-м году в  Берлине  вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов",  работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.
Пение под гитару  «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Ведущая: Трехлетнее пребывание Цветаевой в  Чехии — это затяжная борьба с полунищим  бытом,   необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!
Ведущая: Как хочется иногда почувствовать себя  слабой, беззащитной — все тем же ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.
Ведущая:  «После России». Так Марина назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции. Так она воспринимала и свою вынужденную разлуку с Родиной. Ехала к мужу, с которым не виделась пять  лет. И которому путь в Россию был заказан – «белогвардеец». Сначала Чехия, затем Франция 17долгих лет.
 Ведущая:  Были и вечера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но пресловутая «безмерность  в мире мер» и здесь не могла ничем помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и подчас кошмарном, высасывающем все силы…
 Ведущая:  «Я здесь никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение на кисточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Ведущая: Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой.
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и незнающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…         
    Слайд  19-  22
Ведущая: : Безоглядная любовь к Родине, тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй мировой войны и бесконечная бедность  привели ее к возвращению в СССР летом 1939года.
Ведущая: В июне 1939г мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа  ее с сыном не провожал никто. Москва, Голицыно, Болшево – они почти ничем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобы в себе» и абсолютно без великих надежд…
Ведущая: На родине оказалась вновь одинока ("Не за кого держаться..."- напишет она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не брались в счет.  Бесполезны были хождения по чиновничьим кабинетам.
Ведущая: То, что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известно. осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается.
Стихотворение « Вы идущие мимо меня…»
Ведущая: Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…Но главное, ее стихи не печатают! «Если бы между поэтом и народом не стояло власти!» - воскликнет она в одной из статей.
Ведущая: Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:
Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
Ведущая: Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская поэтесса.  Она писала письма, а на Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…
Ведущая: Рано  поседевшая и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.
Песня  « Я Вас  люблю..»
Ведущая:   Еще два года будет длиться голгофа Марины, ее расплата – за что? – непохожесть? нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь неуемную, невозможную «в мире мер», любовь земную и поэтическую, конкретную и космическую.
Ведущая: Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где  Цветаева не могла получить работу даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен  запрет.
Стихотворение «Писала я на аспидной доске...»
Ведущая: Город Елабуга станет последним земным пристанищем неукротимой души поэта.
Ведущая: Воздух, которым я дышу, воздух, трагедии… «Хватит ли у Вас сил до любить меня до конца, т. е. в час, когда я скажу: «Мне надо умереть». Ведь я не для жизни, у меня все – пожар. Я ни в одну форму не умещаюсь, даже в наипростейшую – своих стихов! Не могу жить, Все не как у людей».
Ведущая: В одиночестве, в состоянии депрессии Марина покончила с собой 31 августа 1941года.
Ведущая: 31 августа в 1941 году  Цветаевой не стало. Она покончила с собой в сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома. Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгода погиб на войне ее сын.
Стихотворение   « Прохожий…»
Ведущая: Могила Марины Цветаевой утеряна, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник поэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия, прозаические произведения, статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов написано разными композиторами в наш век, а сколько их еще будет написано!
СЛАЙД – Музеи Марины
Ведущая: Осталась фотогалерея, а так же воспоминания и критические работы по творчеству Цветаевой.
Музеи  там, где жила поэт в разные годы: Москва,Таруса, Елабуга,  Коктебль, Прага, Берлин, Париж.
Ведущая: Поисками  могилы Цветаевой занимался профессор нашего Ставропольского Государственного Университета Вячеслав Михайлович Головко. Он встречался с сестрой  Цветаевой -Анастасией Ивановной и дочерью Марины - Ариадной, когда те еще были живы. Недавно вышла в свет его книга, ставшая раритетом. Это «”Через Летейски воды…”: Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах». В основе книги – уникальный архив Головко, материалы и документы о последних днях жизни, о трагической гибели поэта 1941 г. в Елабуге,  сведения из рассказов елабужских квартирных хозяев поэта – Бродельщиковых.
Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со стихами и публицистикой Цветаевой.
Ведущая: Создано более 200 сайтов в Интернете о Марине Цветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные композиторы и звездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом, автором–«текстовиком» современных песен.
Стихотворение « С любимыми не расставайтесь…»
Ведущая: Она  сейчас - самый востребованный поэт ХХ1 столетия. Об этом говорят отзывы из разных  Интернет-форумов. По таланту Поэта Цветаевой можно ставить вровень с Пушкиным, которого она боготворила.
Ведущая:  Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой. Но лучше всего о поэте говорят ее стихи:
«Летят они, - написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век»
Ведущая:  Мария – удивительно современна, потому что проповедовала вечные ценности. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед , - строки, написанные в 1913г. юной Цветаевой, можно принимать как пророчество.
Ведущая:  Современные музыканты часто обращаются к произведениям Цветаевой.
Песня « О бедном гусаре замолвите слово…»
Ведущая:   У Марины Цветаевой есть стихотворение «Тебе – через сто лет!», обращенное к нам, с такими грустными строками:
«Друг! Не ищи меня, Другая мода!
Меня не помнят даже старики.  - Ртом не достать! –
Через Летейски воды  Протягиваю две руки»
Песня «Посвящение женщине» Гвердцители Т.
Ведущая:  Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз убедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, как высочайшее искусство слова,– вне времени и моды. И как она пыталась дотянуться к нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так и каждый из нас, любителей поэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта.
Ведущая:  Нам остается поблагодарить гостей, пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную –
Ведущая:  Всего вам доброго. До новых встреч!
(На фоне песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…»  финал и общее фотографирование).
 «Крылатая женщина – поэт Марина»  Конкурс знатоков жизни и творчества М.И. Цветаевой
1.     Когда и где родилась М. Цветаева? (в 1892 г., в Москве);
2.     Кем были мать и отец поэтессы?
3.     Как называется 1-я книга Цветаевой? («Вечерний альбом»);
4.     О чем писала Цветаева и кому посвящала она свои стихи?
5.     Назовите любимое дерево поэтессы, которое она часто упоминает в своем творчестве. (Рябина);
6.     Вспомните название драмы Цветаевой, название которой совпадает с именем ее дочери.
7.     Как называется небольшой городок на Оке, где любила проводить лето семья Цветаевых? (Таруса);
8.     Кому из великих поэтов посвятила Цветаева циклы стихов? (Пушкину, Блоку, Ахматовой);
9.     Закончите четверостишие:
«Спорили сотни
            Колоколов.
            День был субботний:
            Иоанн…» (Богослов);
10.                        Как Цветаева назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции? («После России»);
11.                        Назовите город, которому посвящено данное стихотворение:
«Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
                                     Всех счетом: сорок сороков –
      Колокольное семихолмие!» (Москва).

 Список используемой литературы:
1.     Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы. Волгоград, 1989г.
2.     Бодрова Н.А. Творчество А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой в школьном изучении. Самара, 1994г.
3.     Орлов В.  М. Цветаева. Судьба. Характер. М.: Просвещение, 1990г.
4.   Литература в школе. 1991г. №3, 5.
1.      Уроки нравственности (из опыта работы учителей русской литературы в старших классах). г.Йошкар – Ола, 1994г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...